От Вечности до Адама

Нередко в научной литературе можно встретить описание различных исторических находок, возраст которых, по мнению специалистов, насчитывает несколько сотен веков, а порой и тысячелетий. Эти цифры могут ввести в замешательство: по мнению некоторых, мы живем всего лишь в 7529 году от сотворения мира. Где же кроется истина?

В начале давайте разберемся с тем, как появилась датировка календаря и какое она имеет отношение к нашему вероучению. По византийскому летоисчислению Рождество Христово произошло в 5508 году «от сотворения мiра», то есть от сотворения человечества (не планеты). Иногда мы встречаем формулировку «от сотворения Адама». Эта дата была получена путем математических вычислений с участием цифр, указанных в Ветхом Завете, – числом лет жизни ветхозаветных патриархов и длительностью правления царей, а также датировкой событий, происходивших с израильским народом.  Например, по книге Бытия (Быт. 5:3–31), Адам прожил 230 лет и родил Сифа; Сиф прожил 205 лет и родил Еноса. Через 190 лет Енос родил Каинана; через 170 лет Каинан родил Малелеида; через 165 лет Малелеид родил Иареда; через 162 года Иаред родил Еноха; через 165 лет Енох родил Мафусала; через 187 лет Мафусал родил Ламеха; через 188 лет Ламех родил Ноя. «Ною было пятьсот лет, и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5:32). Поскольку Сим старше Хама и Иафета (Быт. 9:22–24; 10:21), то в возрасте 500 лет Ной родил именно Сима. Таким образом, Сим родился в (230 + 205 + 190 + 170 + 165 + 162 + 165 + 187 + 188 + 500 = 2162) 2162-м году от дня сотворения человека.

Итак, путем сложения всех цифр, известных нам из Ветхого Завета, была найдена дата, условно принятая за отправную точку календаря – день сотворения Адама. Я говорю «условно», потому что эта дата, конечно, не является незыблемой частью нашего вероучения. Это красивая, благоговейная традиция. Мы верим, что в Библии Бог сообщил нам все, что необходимо для нашего спасения и вечной жизни. Священное Писание не имеет своей целью удовлетворить наше любопытство или дать исчерпывающую картину устройства этого мира. Более того, у нас нет оснований утверждать, что Библия повествует обо всех этапах человеческой истории. Я думаю, что только о важных, повлиявших на духовный облик человечества.

Есть христиане, которые верят, что миру семь тысяч лет, есть те, которые считают, что Земле миллионы или миллиарды лет. Это второстепенный вопрос. Все, во что мы веруем, изложено в догматах Церкви. Мы веруем в Единого Бога во Святой Троице, Который создал все существующее и Который нас очень любит и «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Мы веруем, что Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек, Который пришел на Землю, чтобы спасти нас, пострадать за нас на Кресте и воскреснуть, чтобы и мы могли воскреснуть вместе с Ним в последний день. Но веры в календарь мы не содержим, и говорить, что «согласно Библии» сейчас такой-то год – не вполне корректно. Скорее уж – «согласно вычислениям, основанным на Библейских данных».

Если с этим все ясно, можем перейти к находкам и догадкам ученых. Для определения возраста археологических образцов используют разные методы радиоизотопного датирования. Это способ определения возраста разных находок, в составе которых есть какой-либо радиоактивный изотоп. Ученые определяют, какая доля этого изотопа успела распасться за время существования образца. По этой величине, зная период полураспада данного изотопа, можно рассчитать возраст образца. Этот метод – источник большинства исторических датировок в археологии. И у него есть почти непреодолимые проблемы – это обмен веществом между исследуемым объектом и окружающей средой, который мог происходить после образования объекта, и отсутствие данных о начальном изотопном и элементном составе. Не буду вдаваться в подробности, но если на момент образования объекта в нем уже было некоторое количество дочернего изотопа, рассчитанный возраст может быть завышен, а если впоследствии дочерний изотоп покидал объект — занижен. Не хочу уменьшать заслуг ученых, но за отсутствием исходных данных все методы радиоизотопного датирования дают сбои и неточности.

Я это все – к тому, что современные христиане частенько сомневаются в Библии, но очень доверяют мантре «наука доказала». А наука в ретроспективе частенько ошибается. В заключение хочу сказать вам, что вера и научное исследование – это разные способы познания мира. Ни один из них не может отменять или оспаривать другой. Вера не нуждается в археологических данных. Она не нуждается даже в чуде – поэтому Христос в Евангелии явно отвергает чудо как основание веры и приемлет его только как движение любви. Так что древние находки ученых лично меня радуют, потому что мы не все знаем о мире, сотворенном Богом, и узнать что-то новое — это очень интересно!

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 6 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ