Особые дни поминовения усопших: первые сорок дней
После погребения усопшего мы продолжаем творить молитвы о его душе. Этим мы подчеркиваем глубинную связь между нами и нашими почившими сродниками и знакомыми. В церковной традиции выделено несколько особенных дней, в которые следует особенно усердно возносить наши молитвы о покойных. В эти дни нужно обязательно прийти на богослужение в храм Божий и по возможности навестить могилы дорогих нам людей, чтобы помолиться на месте их упокоения.
Третий день с момента кончины
Обычно именно в этот день совершается погребение. Согласно учению Церкви, в третий день душа усопшего предстает перед Лицом Божиим. В Евангелии мы можем прочесть о том, что есть два вида суда Божия над человеком. Как правило, когда мы говорим об этом, то подразумеваем Страшный Суд, который произойдет над всеми нами в конце человеческой истории. Этой теме посвящено много книг, но очевидно одно: никому не ведомо, когда этот Страшный Суд свершится. Это знает только один Господь. Очевидно, что до конца человеческой истории доживут не все. Об этом прямо пишет апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам, которое читается во время отпевания и которое мы приводили выше.
Очевидно так же и то, что все мы неизбежно умрем. И каждый из нас предстанет перед лицом Божиим. И тогда над каждым из нас будет свершен локальный, личный суд. Это неизбежный опыт посмертного бытия. В этот миг душа человека предстает перед Господом для того, чтобы ответить на самые, пожалуй, главные вопросы: «Как же я ответил на любовь Божию? Как я распорядился тем временем жизни, которое Он мне даровал?» В жизни земной мы часто придумываем себе множество оправданий по этому поводу. Когда священник спрашивает нас, почему мы так давно не были в храме, мы совершенно искренне можем сказать в ответ, что у нас физически не хватает на это времени. Также, когда наши близкие спрашивают нас о том, почему мы так мало уделяем им внимания, ответ, в принципе, будет таким же. Нехватка времени ни на что и ни на кого – это поистине бич этого самого времени. После смерти мы окажемся в ситуации, когда самого понятия «время» уже не будет. Мы окажемся в Вечности, и Господь спросит у нас, как мы провели годы нашей жизни. При этом совершенно, наверно, не важно, сколько мы прожили – 20, 40 или 80 лет. Человека хватает или не хватает для других – независимо от того, сколько ему лет. Это вещи вовсе не календарного плана. И зависят они от душевных свойств, а не от того, какая цифра сопутствует нашему жизненному циклу.
Согласно Преданию, после третьего дня душа усопшего, которую сопровождает Ангел Хранитель, входит в Райские обители и пребывает там до дня девятого, созерцая совершенный мир, и забывая о скорбях земной жизни.
Девятый день
На девятый день душа новопреставленного вновь предстает перед Лицом Божиим. С этого момента и по сороковой день душа усопшего человека находится в аду, где взирает на муки грешников, которые те претерпевают из-за своих нераскаянных грехов. В девятый день в храме совершается панихида о новопреставленном. На протяжении всех сорока дней со дня погребения дома можно читать Псалтирь о почившем.
В Священном Писании и святоотеческой литературе суть мучений ада объясняется как абсолютное отсутствие любви. На примере притчи о богаче и Лазаре мы видели, как человек может остаться наедине со своими страстями, если не увидит рядом с собой другого – того, кто нуждается в помощи, заботе и любви. Ад – это, прежде всего, мучение от того, что страсти не побеждены, а физически дать им волю возможности уже нет, потому что плоть мертва. Душа, привыкшая ко греху, страдает от невозможности грех совершить. Палестинский подвижник VII века авва Дорофей так передал суть этих истязаний: «Войди к себе в келлию и не общайся ни с кем. Не читай книг. Не молись. И ты увидишь, что начнут делать с тобой страсти». В таком положении оказывается и душа умершего человека. Привычных занятий больше нет, есть только то состояние, которое по итогу нашей земной жизни наполнило бессмертную душу. И от этого состояния зависит многое в вечности.
Святитель Григорий Богослов пишет: «Знаю, что Бог есть огонь для злых и Свет для добрых. Что же такое Суд? Это собственная внутренняя теснота или, напротив, легкость совести». Очевидно, что работа над воспитанием себя начинается тут, на земле. Так и наша любовь – не важно, к Богу или ближнему – началом своим полагает эту временную жизнь, и, родившись во времени, переходит в Вечность.
Сороковой день
В этот день душа вновь предстает перед Лицом Божиим и от Господа получает указание на то, где ей пребывать – в Раю или в аду до самого Страшного Суда. Именно поэтому в первые сорок дней так важно молиться об упокоении души новопреставленного христианина. В сороковой день также совершается панихида об упокоении в храме или на кладбище.
На протяжении первых сорока дней со дня смерти усопшего особенно важно поминовение его за Божественной литургией. Его еще называют «сорокоуст». Это значит, что все сорок дней на Литургии из святой просфоры будет выниматься частица с молитвенным возношением имени усопшего. В конце богослужения эту частицу погрузят в Евхаристическую Чашу со словами: «Омой, Господи, грехи всех, поминавшихся здесь, Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поэтому все те, кому дорога память об усопшем и кто располагает достаточным количеством времени, могут так же на протяжении первых сорока дней после его кончины посещать храм Божий. Если не ежедневно, то хотя бы несколько раз в неделю. Участвуя в богослужении, мы все становимся единым целым перед лицом Божиим. Так, в едином порыве здесь, на земле, мы можем просить Господа, чтобы он был милостив к нашим почившим близким. Поэтому в дни скорби особенно важно и полезно очищать свою душу в Таинствах Покаяния и Евхаристии.
День смерти наших близких – особый день, который нужно обязательно помнить и чтить. Не забывайте посещать кладбище в годовщины со дня смерти родных. В этот день также необходимо приходить в храм Божий, участвовать в совершении Божественной литургии. А потом вместе со священником можно посетить могилку дорогого нам человека и совершить панихиду.
Протоиерей Максим Горожанкин