Оглашение: сочетание со Христом

Архангел Гавриил. Художник М. В. Нестеров, 1899-1900 годы

Ну вот мы и добрались с вами до самого процесса Таинства Крещения. Представьте, настал долгожданный день. Взяв все необходимое, вместе с крестными мы приходим в храм, где совершится вхождение в Церковь нашего чада. Итак, все начинается: вот священник читает какие-то малоизвестные молитвы, просит делать крестных странные действия, сам совершает малопонятные для обывателя манипуляции… Давайте разберемся в том, что происходит в момент совершения Таинства и какой смысл несут все молитвы и священнодействия, которые совершаются над ребенком в этот момент. А начинается все с чина оглашения, который служит подготовкой к Таинству Крещения.

Искушение Христа. Изображение с сайта blogger.googleusercontent.com

Заклинание сатаны

Священник читает молитвы, в которых запрещает диаволу приближаться к тому человеку, который вот-вот станет членом Церкви Христовой. «Запрещает тебе, диаволе, Господь», – обращается священник к диаволу в самом начале молитв о том, кто готовится ко Крещению. Это может показаться несколько странным, но именно такое обращение говорит о том, какое отношение у человека верующего должно быть к темным силам. Если человек находится под покровом благодати Божией, то ему не страшен диавол и у него есть силы противостоять всем искушениям, которые могут случаться в духовной жизни.

Духовная жизнь христианина не состоит только лишь из благодатных посещений Божиих. «В то самое мгновение, когда мы примем решение идти за Христом, мы неминуемо встретим на этом пути сатану», – писал протоиерей Александр Шмеман.

Поэтому заключительная запретительная молитва передает суть того, как верующий человек должен относиться к искушениям диавольским, уповая на милость и помощь Божию: «Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляющий всякую болезнь и всякую немощь, воззри на раба Твоего, взыщи, испытай и отгони от него все действия диавола. Запрети нечистым духам и прогони их; и очисти творение рук Твоих, и, употребив Твое разящее действие, сокруши сатану под ноги его вскоре, и даруй ему победы над ним и над нечистыми его духами, чтобы, от Тебя милость получив, он удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств, и славуТебе воссылал, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Священник просит Бога о Его милости и даровании новому члену Церкви смелости в противостоянии диаволу и его духам. Вслед за этим священник крестообразно дует на лицо крещаемого и произносит слова: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его».

Когда священник прочитал запретительные молитвы, настает очередь того, кто принимает Крещение: от человека требуется твердое и решительное исповедание своего отношения к темным и лукавым духам. Поэтому священник просит восприемников повернуться к нему спиной, лицом на Запад, и задает им трижды один и тот же вопрос: «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Восприемникам должно отвечать: «Отрекаемся». После этого священник говорит: «И дуньте и плюньте на него». Крестные действительно должны подуть перед собой и символически плюнуть на пол. Это действие нуждается в особом комментарии, поскольку часто вызывает у участников Таинства смущенную улыбку.

Почему нужно обязательно плевать на сатану, отрекаясь от него? Вступая на путь жизни со Христом, мы самым решительным образом заявляем о том, что не боимся искушений диавольских и готовы противостоять им.

Наше отношение к миру падших духов должно быть безбоязненным и презрительным. Это особенно актуально в наши дни. Так, сегодня часто по незнанию самих основ православной веры мы боимся диавола и бесов больше, чем Самого Бога. Множество суеверий, которые окружают нас, служат ярким тому подтверждением. Что греха таить, многие боятся даже ребенка на улицу вынести на прогулку до Крещения, потому что «его могут сглазить». Мы находимся в плену у своих страхов, и зачастую именно эти страхи служат для нас ориентирами в духовной жизни. Когда же мы заявляем о своем пренебрежении к диаволу, и пусть даже символически, но плюем на него, мы прежде всего говорим своим страхам: «Стоп!» Отныне мы верим Богу и боимся оскорбить и не ответить на Его любовь к нам. Мы верим Богу как подателю жизни вечной и жизни как непрерывного процесса продолжения нас самих. Это особенно явно видится в тот момент, когда у нас рождаются дети и внуки. Мы от Господа принимаем их и вручаем их в руки Божии в Таинстве Святого Крещения.

Таким образом, в храме во время совершения Крещения все присутствующие могут спроситьсебя: «Чего больше в нашей жизни: упования на Господа и радости от того, что Он нам дает каждый новый день, или страхов эту самую жизнь жить?» Именно этим страхам мы и говорим «нет», и от них отрекаемся. Отрекаемся от страха перед диаволом и даем себе шанс войти в «радость Господа». Бытие Божие и бытие темных сил – это объективная реальность.

Существует Бог, существует Его противник диавол, мы можем видеть и силу Божию в своей жизни, и силу темных сил, когда мы не можем противостоять греху. Находясь на пути к крещальной купели, мы делаем главный выбор нашей жизни. Мы отрекаемся от сатаны, мы сочетаемся Христу, поскольку верим Ему, верим в Него.

Троица Новозаветная, Символ веры. Фрагмент фрески Архангельского собора Московского Кремля, 1652–1666 годы

Символ веры

Крестным и тем, кто принимает Крещение во взрослом возрасте, с Символом веры нужно ознакомиться заранее. Во время совершения Таинства его нужно будет прочесть вслух. Конечно, в некоторых случаях священник читает Символ веры сам. Но это не освобождает нас от того, что мы должны знать и понимать текст этой молитвы.

Я сам в своей пастырской практике часто сталкивался с тем, что Символ веры знают совсем немногие, особенно это касается новоначальных. Между тем этот текст является именно тем текстом, который в Древней Церкви предлагался для изучения и осмысления тем людям, которые готовились стать членами Церкви Христовой.

Символ веры – это исповедание христианских догматов и истин веры. Он читается в чине оглашения и поется всей христианской общиной во время совершения Божественной литургии. Верующие торжественно возглашают эти истины, и именно на них зиждется бытие Церкви. Если мы именуем себя верующими людьми, то должны четко осознавать, в Кого мы веруем и как нам достичь единения с Богом, находясь в обществе верующих, то есть в Церкви.

В IV веке именно крещальный Символ веры Иерусалимской Церкви был переработан, расширен и введен в общецерковное употребление отцами первых двух Вселенских Соборов. Теперь этот текст состоит из 12 частей, в которых тезисно изложены догматы Православной Церкви. Десятая часть говорит о том событии, участниками которого мы являемся, когда приходим креститься сами или принимаем кого-то из наших близких от крещальной купели.

 «Исповедую одно Крещение во оставление грехов…» – значит, что исповедание веры начинается в акте Святого Крещения, а прощение грехов возможно в силу единения со Христом Спасителем, пришедшим взять на Себя грехи мира и спасти человека от греха и вечной смерти. Также это означает, что Крещение совершается один раз и никакие «перекрещивания» невозможны.

Во оставление грехов… «Но у детей, тем более у младенцев, нет еще грехов!» – скажете вы. Все верно. В начале наших бесед мы уже договорились о том, для чего крестим детей. И именно это служит основанием для крещения младенцев по вере родителей и восприемников. Господь сказал: «…пустите детей приходить ко Мне…» (Лк. 18:16). Мы крестим детей для того, чтобы с самого раннего возраста они могли быть полноценными участниками церковной жизни, участвовать в Литургии, причащаться Святых Христовых Таин. Не говоря уже о том, каким тяжким бременем может стать преждевременная смерть младенца. Исходя из такой заботы обо всех своих членах, Церковь призывает их к таинственной жизни с самого раннего, младенческого возраста. 

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 63 = 66

АРХИВ ГАЗЕТЫ