Одушевление письма

День славянской письменности и культуры

Широкое празднество в честь Дня славянской письменности и культуры развернулось 24 мая у кинотеатра «Быль». В этот день в школах отзвенел последний звонок, и на площадь Победы спешили выпускники и школьники, которые уже предвкушали каникулярные радости. Их встречали громогласные песнопения в исполнении сводных хоров, русские народные танцы, хороводы и интеллектуальное путешествие в мир литературы и сказок.
Гимн славянским просветителям Кириллу и Мефодию и стихира «Всем святым, в земле российской просиявшим» прозвучали в исполнении большого хора преподавателей музыкальных школ и школ искусств. Многочисленный хор юных исполнителей обратился к популярным шлягерам советской эпохи – «Крылатые качели» и «Прекрасное далеко» уже взрослым напомнили об их беззаботном времени детства. Модную квест-игру предложили работники библиотек. Мальчишки и девчонки в поисках букв переходили от одной «станции» к другой, заодно проверяя свои знания в области литературы, истории письменности, краеведения, народных традиций. Младшим школьникам забавно было складывать свои имена с помощью славянских букв. Дело это оказалось несложным: старинный алфавит так похож на современный. Старшеклассники с удовольствием по стихотворным строкам угадывали произведения, а по представленным предметам — название литературных сказок и их авторов.
С государственным и церковным праздником поздравили заместитель начальника департамента по социальному развитию администрации Старооскольского округа Лариса Викторовна Бугримова и благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Лариса Викторовна подчеркнула важность сохранения русского языка в век информационных технологий. Отец Алексий обратил внимание, что благодаря святым Кириллу и Мефодию славянские народы получили не только письменность, но и просвещение учением Христовым.
К сожалению, современные люди мало придают значения и тому, и другому. Хотя письменность является лицом любой самобытной цивилизации. Если письмо возникает даже и не в недрах ее, то она усваивает его не просто так, а из рук духовно родственной общности. По большому счету Византия поделилась со славянами, в том числе и Русью, и верой, и письмом, и передала древний сакральный символ в виде двуглавого орла. Если нет взаимопонимания, нет душевного сходства, какого-то определенного сотаинничества сердец, то сложно поделиться чем-либо, хотя бы и той же письменностью.
Солунские братья – равноапостольные Кирилл и Мефодий, конечно же, сотворили письменность специально для славян, для лучшего распространения священных книг и научения народов вере в Господа нашего Иисуса Христа. Многие алфавитные знаки имеют явно греческое происхождение, и они хорошо подходят под лад русского языка.
Душа нашей письменности – дар святых Кирилла и Мефодия.
Впрочем, имеются сведения о том, что у славян бытовала своя доморощенная письменность, и есть даже мнение, что святые Кирилл и Мефодий просто использовали древнее местное письмо для своей азбуки. Однако реальных доказательств этому не имеется. Руническая «письменность» совершенно не похожа на алфавитную, да и читать руны, точнее, толковать сочетания их мог лишь узкий круг подготовленных людей. Руническое «письмо» построено не на передаче звука, а на передаче смысла. И одна и та же руна могла для разных толкователей иметь разное значение.
Сообщение черноризца Храбра (болгарского монаха) от X века о наличии у славян неких «черт и рез» совершенно не свидетельствует о полноценном письме, а скорее говорит о пиктографии, и не более того.
В любом случае алфавитное письмо было создано для славян равноапостольными Кириллом и Мефодием, что позволило не только обогатиться за счет культуры самой развитой страны Средневековья – Ромейской империи (Византии), но и развивать на фундаменте ее свою неповторимую культуру.
Древнерусская литература не могла бы возникнуть в лоне той же Римо-католической Церкви, делавшей упор на распространение религиозных знаний на трех языках: латыни, греческом и древнееврейском. Фактически страны, принимавшие католицизм, заранее разделяли свою культуру на две неравные части: элитарную (для сословий, овладевавших хотя бы латынью) и народную. Потом этот разрыв мучительно и больно преодолевался столетиями.
Древнерусская литература уже изначально едина, а произведения ее отлично доходят и до князя, и до крестьянина, что говорит о гармонизации культурной сферы общества и православной основе ее.
Недаром вся Россия, и конечно, русский город Старый Оскол 24 мая празднуют День славянской письменности и культуры и вспоминают святых Кирилла и Мефодия.

Светлана Воронцова, Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 19 = 27

АРХИВ ГАЗЕТЫ