«Обыкновенный фашизм» неоязыческого Рейха
В Советском Союзе в 1965 году вышел на экраны весьма примечательный документальный фильм «Обыкновенный фашизм» (режиссер – М. Ромм). Неисчислимые кадры хроники отлично показывали и экономическую, и культурную, и социальную политику гитлеровского государства. И, конечно же, Михаилу Ромму удалось четко отобразить преступления нацистов в годы Второй Мировой войны (1939-1945). Но за кадром фактически осталась оккультная и неоязыческая подоплека фашистской идеологии. Только лишь слабые намеки позволяли неискушенному в религиоведении зрителю хоть каким-то образом ощутить ее.
Впрочем, в СССР оккультная сторона фашизма, вероятно, простого обывателя вряд ли бы взволновала. Война открыла кровавую личину нацизма. Гибель родных, знакомых и друзей стояла перед глазами. Разрушенные города и сожженные села свидетельствовали против тайных и явных обеливателей национал-социализма.
Но прошли годы. Распался Советский Союз. И уже в Российской Федерации, как и во всем мире, фашизм поднял голову, предложил соблазнительную упаковку своей идеологии, которая оказалась именно неоязыческой и оккультной. Причем противопоставить наступлению в духовной сфере фашизму светское общество ничего и не смогло. В России единственной полноценной и непреодолимой преградой на пути оккультно-нацистских групп к властвованию над массами явилась Русская Православная Церковь. Отсюда и яростные нападки оккультистов на нее, причем точно скоординированные и системные, с использованием всех средств: от СМИ и до слухов. И, что важно, атаки на Православие ведут не только доморощенные «гуру», но и представители мировой политико-экономической элиты. Похоже, происходит процесс возвращения неоязыческого Рейха, только в иных масштабах, не ограниченных территорией одной страны…
Расы, расологи, язычники и прочие…
XIX век для Европы – это время отхода от христианских ценностей и проникновения оккультизма и неоязычества в культуру и политику. Особую роль здесь сыграла теософия – абсолютно оккультное течение, которое хотя и не в состоянии претендовать на «первородство», но в отношении влияния на интеллектуальные круги Запада равных ему невозможно отыскать.
Основательницей теософии была Е.П. Блаватская. Впрочем, у истоков Теософского общества, возникшего в 1875 году в Нью-Йорке, находились также Г.С. Олкотт и У.К. Джадж.
Интерес к оккультизму у Елены Блаватской возник под влиянием книг известного тогда писателя и оккультиста Эдварда Бульвер-Литтона. Блаватская приобрела стремление к «тайному» знанию. В дальнейшем поиски этого знания привели Блаватскую в Египет, в Индию и на Тибет.
В конце концов Елена Петровна объявила себя ученицей «махатм» – хранителей древних «истин» и ринулась проповедовать «знание», то бишь оккультизм и неоязычество очарованным мнимым Востоком европейцам и американцам. Отметим, что теософы официально заявляли о равенстве всех народов, религий и рас. Однако данную информацию не следует воспринимать слишком серьезно. В теософии равенство всех религий предполагает слияние оных под эгидой оккультного меньшинства; равенство народов и рас ведет к выделению из них наиболее «жизнеспособных». Но предоставим слово Е.П. Блаватской: «Человечество ясно делится на Богом вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как, например, островитяне Южного Моря, не объяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и так называемые туранцы (население Центральной Азии – прим. ред.). «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью – благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении – они быстро вымирают».
Впрочем, расовые теории для девятнадцатого столетия на Западе были вполне типичным явлением, достаточно вспомнить таких теоретиков, как Жозеф Артюр де Гобино, Людвиг Вольтман и Хьюстон Стюарт Чемберлен. За их построениями скрывалась не наука, а оккультизм. Но если последние все-таки ориентировались (в большей или меньшей степени) на биологию, то Блаватская – на духовные различия, и здесь она гораздо ближе к индуизму и Третьему Рейху. Припомним, что в классическом индуизме кастовые перегородки определяются и интеллектом, и близостью к божеству, и лишь во вторую очередь – физиологическими и физическими факторами…
Современник Блаватской – Фридрих Ницше (германский философ), влияние которого на фашизм неоспоримо, через учение о «воле к власти» и возникновении сверхчеловека из человека фактически отражает другую сторону оккультизма – желание переконструирования человечества вообще, по лекалам, кои будут заранее заданы некими «мудрецами» (естественно, при отборе, который тоже должен носить отнюдь не спонтанный и произвольный характер). Русский философ В. Соловьев писал: «Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения – во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству «лучших», господских натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, – вот очевидное заблуждение ницшеанства».
Ницше закончил плохо. Он сошел с ума. Увлечение «тайным» знанием и неоязычеством не доводит до добра…
Прилежный ученик
Собственно, оккультно-неоязыческие бредни XIX века так могли бы и остаться в рамках интеллигентских салонов и внутри элитарных кружков, если бы в Вене – столице Австро-Венгерской империи и одном из центров мирового оккультизма не поселился молодой человек из Линца, не выдержавший вступительные испытания в Академию художеств. Это был Адольф Гитлер.
Будущий фюрер Третьего Рейха в Вене испытывал серьезные материальные трудности, поэтому, перебиваясь случайными заработками, имел достаточно времени, чтобы читать. И его излюбленным чтением становится журнал «Остара», названный в честь древнегерманской богини весны. Издателем сего периодического издания считался бывший монах, дворянин и оккультист Йорг Ланц фон Либенфельс. Гитлер знавал редактора лично. А Ланц пропагандировал неоязычество (причем следует сказать, что сей муж кое-что позаимствовал из трудов Блаватской и Ницше) и «расовую гигиену» (рекомендуя социалистическую борьбу (вот так фокус!) с неполноценными народами). В 1907 году знамя со свастикой взлетело над замком, принадлежащим фон Либенфельсу.
В книге-биографии Иоахима К. Феста «Адольф Гилер» сообщается: «Ланц и патологическая структура его мышления предстают в особом свете, когда узнаешь, что, помимо Гитлера, он считал своими учениками также лорда Китченера и главным образом Ленина, которые, по его мнению, были единственными, кто сравнительно рано признал его учение и сделал из него свои выводы. Главный труд Ланца, вышедший в 1905 году, имел уже сам по себе весьма примечательное название: «Теозоология, или Учение о подражателях содомлян и божественном электроне. Введение в старейшее и новейшее мировоззрение и оправдание княжества и дворянства». По его мнению, голубоглазо-белокурые герои-арии являлись «лучшим творением богов» и были снабжены электрическими органами и даже приемо-передающими станциями. Путем евгенической стимуляции и выращивания чистой породы раса героев-ариев должна будет получить новое развитие и вновь обрести божественные электромагнитные и радиологические органы и силы. Присущее эпохе чувство страха, стремление к созданию элитарных тайных союзов и модное дилетантское обожествление естественных наук – и все это в сочетании с заметной склонностью к интеллектуальному и личному авантюризму – и нашло себе место под крышей этого учения».
Насколько Ланц повлиял на Гитлера, точно неизвестно, но при разработке «своего» национал-социализма фюрер использовал явно наработки «теозоолога».
В 1913 году Гитлер перебрался из Австрии в Германию, в город Мюнхен. Первую Мировую войну Адольф встретил с восторгом. Не желая служить в австрийской армии, он сумел добиться права вступить в ряды германских ВС. На фронте Гитлер труса не праздновал, даже был награжден Железным крестом второй степени. В 1918 году, получив отравление газом, временно лишившись зрения, Гитлер попал в госпиталь, где уже и узнал о капитуляции Германии.
После излечения и недолгой охраны лагеря военнопленных Гитлер вновь оказывается в Мюнхене, как раз когда там учреждается Баварская Советская республика. И сей военный вступает в ряды тамошней Красной армии. Впрочем, ничем он в ней и не отметился, отряды «фрайкоров» подавили мюнхенские Советы. А Гитлер, доказав свою благонадежность, начинает сотрудничать с рейхсвером в качестве агитатора. Здесь лежит точка отсчета линии восхождения Гитлера к вершинам властной пирамиды.
Занимаясь агитационной работой, Гитлер обнаружил совсем маленькую политическую группку, называвшуюся Германской рабочей партией (Deutsche Arbeiterpartei, DAP). Адольф вступил в нее. Затем организация (по его предложению) переименовывается в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, NSDAP). Любопытно, что уже на партийном поприще Гитлер пересекается с видным оккультистом и неоязычником Эккартом.
При личных выступлениях Гитлер ведет себя совершенно в традициях оккультизма. Один из самых важных биографов Гитлера Алан Буллок пишет: «Манеры Гитлера, эмоциональная природа его речей, приводящих его почти на грань истерии, выплескивающих ненависть и злопамятность, оказывали сильное влияние на аудиторию. Ему удавалось передать свою страсть тем, кто его слушал. Люди стонали и свистели, женщины были не в силах сдержать рыдания, все были подхвачены колдовской волной мощных эмоций, где смешивались ненависть и возбуждение… Магическая власть, которую он имел над толпой, была схожа с оккультными обрядами африканских колдунов или азиатских шаманов. Ее также сравнивали с чувствительностью медиума или с магнетизмом гипнотизера». То есть оккультизм для Гитлера имел и практическое значение…
Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ