Обыкновенное рождественское чудо
Иерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Песчанка:
Читая Евангелие, мы видим, как часто Христос творит чудеса. Он дает зрение слепым, поднимает на ноги парализованных, воскрешает мертвых. Евангелие изобилует примерами Христовой любви, примерами Его милосердия. Живя в 21 веке, мы в суете часто не замечаем тех чудес, которые Бог творит с нами в повседневной жизни. Мы привыкли думать, что чудо – это нечто неординарное, выходящее за рамки наших будней.
В Священном Писании есть история пророка Илии и его взаимоотношений с Богом. Господь является ему в легком дуновении ветра. Не в пламени и не в громе, а в дневной прохладе. Так и нам может незаметно являться Господь. Мы привыкли Его себе представлять Всемогущим и Вездесущим. Но эти Его свойства не отменяют и не противоречат самому главному – Его любви к нам. В Рождественском посте у нас есть возможность это осознать и принять. Христос из Вифлеемской пещеры готов нам дать Свою любовь.
И вот еще что… Бог нам и так ежедневно дает Свое благословение. Мы просыпаемся каждое утро, и это уже маленькое чудо, которое сотворил с нами Бог. Сможем ли мы сделать тот день, который дал Господь, наполненным и радостным? Или проведем его как еще один из тысячи таких же? Это уже зависит от нас. Бог творит чудеса. Но и нас Он призывает к тому же.
У тебя тяжелый характер, и все уже давно привыкли к тому, что ты только и делаешь, что ворчишь? Сотвори чудо – улыбнись. Вроде самая малость, а она способна и тебя поменять, и других сделать чуточку радостней.
Мне вспоминается митрополит Трифон (Туркестанов). Он прожил долгую и очень нелегкую жизнь. Дворянин, он принял монашество, стал епископом и… ушел на фронт. Как простой священник он служил на фронте, ободрял живых и напутствовал умирающих солдат. Сам был контужен и почти ослеп. Так вот этот владыка Трифон на склоне лет, пройдя все испытания, написал удивительный акафист «Слава Богу за все». Когда будет грустно и начнет казаться, что Бог забыл о вас, а чудеса – это про кого-то другого, откройте этот акафист. И может быть, и вы повторите вслед за владыкой Трифоном – «Слава Тебе Боже за все!..»
Протодиакон Сергий Епифанцев:
Сегодня чудо не дается тому, кто просит о нем из любопытства или праздности. Бог совершает чудо, когда человек нуждается в исцелении, в помощи, но все естественные способы получить эту помощь уже израсходованы. Чудо – это нарушение действующего порядка вещей, но оно совершается по любви. Ведь сам действующий порядок создан Богом, а значит, продиктован Его волей.
В детстве мы это чувствуем более тонко. Может быть, еще и поэтому Спаситель говорит, что нам нужно быть как дети, чтобы войти в Царство Божие. Ведь ребенок еще не утратил любви, которая у взрослых угасает под влиянием греха и суеты. Ребенок чувствует любовь Божию. Поэтому ребенок лучше понимает праздник, впитывает в себя его радостное настроение, которое не передать никакими словами. И кажется, поэтому взрослым порой так хочется вернуться в детство. И в Рождество это желание становится особенно острым: ведь это очень детский праздник. Какого чуда нам еще ждать? Творец всей вселенной, всего космоса и материи предстает перед нами как беззащитный младенец. Маленький ребеночек, который лежит даже не в колыбели, а в яслях, кормушке для скота, потому что для Него нигде больше не нашлось места. И если в нашей жизни нет места любви – то это именно мы отказываем Богомладенцу, пришедшему в мир. Потому что праздник – это не историческая реконструкция. Это живое событие, которое совершается «днесь», то есть сейчас. И наше участие в нем – настоящее чудо.
Одна из древнегреческих икон представляет нам ясли Вифлеемские не в виде яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит Ребенок, предназначенный к жертвенной смерти. Рождество – праздник радости о пришествии в мир Спасителя, но нужно помнить, что это начало Крестного пути Господа. Самое главное Чудо, которое совершает для нас Господь – Он спасает нас от ада и дарует вечную жизнь, которая начинается еще здесь, на земле, в Царстве Божием – в Церкви.
Мне кажется, не следует относиться к чуду только как к удивительному событию. Нельзя быть потребителями, ожидающими чуда как неких «бонусов». Мир, все более поглощаемый идеологией тотального стяжательства, часто ждет именно таких чудес – мелких, материальных. Как фарисеи. Может, тысяча долларов с неба упадет. Или восьмой айфон. А ведь чудо – это прикосновение любви Божией к человеческой душе, измученной, истосковавшейся по Небу. Это преображение жизни человека под действием божественной любви. Иногда оно сопровождается удивительными событиями – исцелением умирающих, даже воскрешением мертвых, а иногда сокрыто от всех и ведомо только одному Господу и преображенной, утешенной душе.
И та радость, которая рождается в душе верующего человека за праздничным богослужением, вернее, которая дается ему за богослужением – это тоже чудо. Радостные песнопения на богослужении, праздничная трапеза, прославление Богомладенца Христа в дни святок, встреча с близкими и друзьями в храме – все это и есть рождественское чудо. Мы берем огонек Вифлеемской звезды, зажигаем светильники наших сердец и несем этот тихий свет в мир, стремясь поделиться той любовью, которую «даром получили» (Мф. 10:8) от Господа. Мы стараемся в дни праздника совершить дела милосердия, провести время в молитве и радости с близкими людьми и вообще всячески творить добро. И тогда вифлеемский свет светит через нашу жизнь по Евангельской заповеди «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Вместо ожидания чуда стоит посвятить время таким чудесам, которые мы можем совершать сами. И тогда Вифлеемская звезда будет светить нам не только в Рождество, а во все дни нашей жизни, укрепляя нас и освещая наш земной путь.