Образ искупления

Волоколамский образ Божией Матери. Изображение с сайта foma.ru

В  России любят Божию Матерь, ибо Она – подножие Престола Господа нашего. А всю нашу историю можно легко изучить по иконам Пресвятой Богородицы, которые являются неугасимыми свечами на пути развития православной русской цивилизации.

Какие же славные названия благоговейно придумало православное сознание иконам Богородицы: «Споручница грешных», «Всех скорбящих Радость», «Нерушимая стена», «В скорбех и печалех Утешение», «Живоносный Источник», «Нечаянная Радость», «Умягчение злых сердец»!  И это не случайно.

Святые князья и полководцы, цари и императоры, строители городов и монастырей молились перед иконами Той, что родила без мук Господа нашего Иисуса Христа. Перед иконами Девы Марии каялись самые закоренелые грешники и обретали покой в душе и надежду на жизнь вечную. Велика честь Пресвятой Богородицы у Творца, по ее заступлению часто люди избегали страшных болезней и бед. Через иконы Своей Матери Господь часто совершал чудеса немыслимые и великие.

Чудотворная Волоколамская икона Божией Матери тоже принадлежит к кругу русских образов, которые тесно связаны с исторической судьбой России.

В 1572 году в летописях мы встречаем первое упоминание об этой иконе.  Именно тогда образ перенесли в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, расположенный близ древнего русского города Волоколамска. В монастырском сказании повествуется: «Один вельможа, особо приближенный к царю, был весьма славен и богат. Имея искреннюю веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу, он подавал щедрую милостыню игумену и братии и дал обет Пречистой Богородице, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой. Он украсил ее золотом и серебром, бисером и многоценными камнями, чудными крестами, ожерельями и золотыми украшениями, а венец для иконы изготовили настолько необыкновенный, что дивились все, видевшие сияние этого чудного образа.
Был же образ написан по подобию и величеству чудотворной иконы Пречистой Богородицы, пребывающей в царствующем граде Москве, которую написал богогласный апостол и евангелист Лука. Ее принесли из города Владимира во время нашествия безбожного хана Темира Аксака, и пришествием своим она избавила град Москву и все страны христианские от нашествия, страха и пленения безбожного, от зловредного врага христианского – Темира Аксака».

Учеными уже установлено, что царь – это Иоанн IV Васильевич Грозный, а вельможа – Григорий Лукьянович Бельский, известный всем как Малюта Скуратов. Именно он повелел сделать список с Владимирской иконы Божией Матери в Москве. Вклад в строительство храма и икона должны были послужить залогом покаяния Бельского за все дела в период опричнины. Малюта Скуратов уходил на Ливонскую войну. Известно, что он долгое время молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил».

Во время осады замка Вейсенштейн (территория современной Эстонии) 1 января 1573 года Григорий Бельский героически погиб. Церковь же достроил его племянник Богдан Бельский.

Хотя Волоколамскую икону и принято считать списком со Владимирской, она значительно отличается. Искусствоведы отмечают особенно скорбное выражение лица Пречистой Девы, к которой кротко, с утешением прильнул Младенец Христос. Кроме того, на иконе имеются изображения двух ангелов и двух святителей Московских – святых митрополитов Петра и Ионы. На ней также красками были написаны очелье, венцы и городчатая корона.

При перенесении образа из Москвы в Волоколамск произошло первое чудо. Очевидец записал: «И так мы все, молясь и совершая молебен, зашли во Святые врата, направились к церкви и вошли через главный вход. А тот человек, Петр, слуга Христолюбивого вельможи Григория, входя во святую соборную церковь Владычицы нашей Богородицы честного и славного Ее Успения, в руках держал чудотворную Богородичную икону, в уме же своем имел неподобные и хульные помыслы на место и Дом Божией Матери.
Когда же вошли игумен со священниками и диаконами во святую церковь, два хора, объединившись, стали петь великую песнь и молитву Пречистой Богородице: “Владычице, прими молитвы рабов Своих и избавь нас от всякой нужды и печали”, – и остальные слова молитвы до конца. И в этот момент человека того некоей Божественной невидимой силой отторгло от чудного образа и так сильно ударило головой о каменный помост и о железную церковную дверь, что начало изливаться много крови…»

Петр покаялся и после соборного моления получил исцеление. Сопровождавший икону из Москвы пономарь Феодор, узрев чудо, остался в монастыре и принял постриг.

В Иосифо-Волоцком монастыре на протяжении столетий фиксировали чудеса, свершавшиеся при молитвах перед Волоколамским образом Божией Матери.

Монастырь после революции преобразовали в трудовую коммуну, а в 1922 году и вовсе закрыли. В годы Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала во время боев. На сегодняшний день проведено ее неполное восстановление.

Однако Волоколамская икона Пресвятой Девы не пропала, несмотря на все то, что приключилось.

Икона XVI века в 1954 году была увезена в Москву и отреставрирована. Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

В 2007 году в Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь был принесен список чудотворного образа. Он был освящен в Рублевском музее, где его прикладывали к оригинальной иконе. Так и замкнулся цикл истории, покаяния, любви и надежды.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 7

АРХИВ ГАЗЕТЫ