О Таинстве крещения в храмах Новой Зеландии

01_gfdsiku485klgfdsggthy5

Многие старооскольцы помнят священника Александра Скорика – он служил в храме Рождества Христова. В настоящее время он служит в Новой Зеландии. Мы публикуем его письмо в редакцию «Православного Осколья».

Я давно уже ничего не писал для старооскольских читателей. Редакция «Православного Осколья» вдохновила меня на написание серии заметок. Это будут небольшие статьи о богослужебных особенностях совершения Таинств в Русской Зарубежной Церкви (по крайней мере, в Австралийско-Новозеландской епархии, где я сейчас служу). Возможно, это больше заинтересует священнослужителей и тех, кто состоит в церковном причте, но постараюсь сильно не углубляться в церковный устав и написать понятным языком о вещах, которые всем более или менее знакомы. Порой это будет описание, на первый взгляд, незначительных нюансов, но, быть может, это поможет российским читателям стать чуть ближе к такой далекой стране, в которой тоже живет Православная Церковь.

Начну я с Таинства святого крещения. Как и в России, подготовка к крещению начинается с огласительных бесед. Как правило, перед этим мы отправляем родителям и восприемникам ссылки на материалы для ознакомления. На данный момент я предлагаю прочитать первые пять глав огласительных бесед отца Даниила Сысоева: о Боге и Священном Писании, о творении, о тайне Боговоплощения, о Крещении и Таинствах Церковных, о заповедях Божиих. Когда-то, еще в России, я нашел хороший фильм об основах православия «Вера святых», поэтому я предлагаю на выбор: либо прочитать главы, либо посмотреть внимательно этот фильм.

После ознакомления с этими материалами мы встречаемся и беседуем с родителями и восприемниками, рассказываем о сути крещения и о том, как оно происходит. Мы предлагаем родителям и крестным подготовиться к Таинству исповеди и причастия. Предлагаем, потому что, на мой взгляд, бессмысленно человека подталкивать к этому. Какая польза, если он формально приступит к Таинству? Мы уже когда-то это проходили… Просто, объяснив суть Таинства причащения, я говорю, что это было бы полезно для подготовки к крещению. Многие воодушевляются этим, готовятся и приходят на причастие, большинство первый раз в жизни. Крещаемых у нас не так много, поэтому мы можем проявить какой-то индивидуальный подход к оглашению, даже количество встреч может быть разным, в зависимости от близости человека к Церкви, его стремления и т.д.

Конечно, всегда приятно крестить детей постоянных прихожан, когда не нужна никакая подготовка ни для родителей, ни для крестных. В таких случаях мы иногда крестим перед воскресной литургией, когда весь приход является свидетелем духовного рождения нового члена церковной семьи. Помню, как однажды после такого крещения и литургии мы отмечали это событие в трапезной. Заходит крестный, постоянный наш прихожанин, и говорит: «Подождите, не начинайте, пожалуйста, у меня есть небольшое объявление. Прошу всех вписать в свои помянники новопросвещенного младенца имярек». Вот так ответственно человек подошел к обязанности молиться за крестника и немедленно приступил к исполнению.

Так как сам чин Таинства крещения у нас не может отличаться от совершаемого в России, то остановлюсь на одной особенности, которую я раньше не встречал. Она связана с воцерковлением. Этот чин мы совершаем не в день самого крещения, а в ближайший день, когда бывает литургия. Как правило, мы крестим в субботу, чтобы в воскресенье новопросвещенные могли причаститься Святых Христовых Таин. Кстати, мы также поминаем новокрещенных на сугубой ектении и возглашаем им Многая лета после службы. Итак, после того, как священник причастился и приготовил Дары для причащения прихожан, он исходит в притвор, где родители и крестные уже ждут с младенцем, облаченным в крестильную рубашку (то же бывает и при воцерковлении взрослого). На глазах у всей общины младенца заносят в храм и в алтарь (если это мальчик), прикладывают к местным иконам и полагают на амвоне. С амвона его поднимает один из восприемников и ждет выноса Чаши, чтобы первым причастить нового члена Церкви.

Думаю, будет интересна еще одна деталь, которая касается пострижения волос. Везде по-разному поступают с воском, в который влагаются волосы младенца, мы же отдаем это родителям на хранение, на память о крещении. Этот комочек воска можно закрепить в углу иконы небесного покровителя новокрещенного (или любой другой почитаемой иконы) и вручить эту икону, например, на совершеннолетие.

Сложился обычай дарить крещаемым нательные крестики от храма, освященные на Гробе Господнем, которые каждый год привозит наш благочинный, отец Владимир, из Иерусалима.

Свидетельство о крещении мы выписываем на русском и английском языках, так как этот сертификат могут потребовать здесь при поступлении в христианскую школу или колледж (католический или англиканский). Журнал учета совершенных Таинств устроен таким образом, что, заполняя бланк, запись переводится (как через копирку) на нижний лист, который останется в книге. Верхний же лист, более плотный, отрывается и вручается родителям.

Вот, собственно, и все, что касается Таинства крещения. В следующий раз постараюсь написать о Литургии и Таинстве причащения. Всем Божьего благословения.

Священник Александр Скорик
Новая Зеландия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 9 = 12

АРХИВ ГАЗЕТЫ