О проблемах преподавания православной культуры в современной школе и дальнейших перспективах

Не за горами новый учебный год. Незаметно пролетит оставшееся до 1 сентября время, и наши дети и внуки вновь отправятся получать разнообразные знания, в том числе и по православной культуре. Напомню, что в школах Белгородской области этот предмет как обязательный преподается с 2006 года, и по нему выставляются отметки в аттестат о среднем образовании.

При введении предмета «православная культура» в учебный процесс, согласно «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «православная культура» в государственных и муниципальных учреждениях Белгородской области», были поставлены определенные цели, а именно: «духовно-нравственное воспитание детей в целях формирования высокой духовности и воспитанности, обеспечение изучения богатейшей традиции православной культуры как государствообразующей на основе нерелигиозного культурологического подхода…»1

На страницах «Православного Осколья» часто публикуются заметки педагогов о достижениях тех или иных учащихся, побеждающих на различных конкурсах, о поездках учеников по святым местам, о встречах со священниками в стенах школ. Рисуется весьма радужная картина: все у нас хорошо, дети горят желанием изучать православную культуру и т.д. и т.п.
Хочется высказать свой взгляд как учителя православной культуры, имеющего теологическое образование, на проблемы, с которыми связано преподавание данной дисциплины в обычной общеобразовательной школе.
Участие обучающихся в православных конкурсах – безусловно, положительное явление. Но за исключением православной гимназии, детей из других школ в конкурсах участвует совсем небольшой процент. Успехи некоторых одаренных учеников не могут служить критерием успешности преподавания православной культуры. В учебный процесс должны быть вовлечены все обучающиеся, ведь все они являются гражданами России. Они должны быть приобщены к русской культуре, должны знать о той роли Православия, которое одухотворяло жизнь многих поколений русских людей (под словом «русский» здесь, естественно, понимаются и малороссы, и белорусы, и другие народы, населяющие Российскую империю), и помогло создать могучую державу. Итак, какова же суть проблем?

Недостатки качества и количества

Первая проблема состоит в весьма недостаточном обеспечении обучающихся учебными пособиями.
В 2006 году старооскольскими школами были закуплены учебные пособия двух видов – для 5-11 классов под редакцией к.э.н. В.Д. Скоробогатова и для 2-4 классов – д.п.н. Л.Л. Шевченко. Обеспечить каждого ученика учебником у школ возможности на тот момент не было, но все ждали, что со временем все нормализуется. Но за прошедшие годы ничего не изменилось: дети вынуждены пользоваться учебниками в классе. В лучшем случае учебник достается каждому обучающемуся, в худшем – он должен делить его с соседом по парте. К настоящему времени Л.Л. Шевченко подготовила учебники для 5-8 классов. Из-за скудного финансирования далеко не все школы могут позволить себе их приобрести, а учебники под редакцией В.Д Скоробогатова по причине мягкого переплета и невысокого качества бумаги постепенно приходят в негодность.
Вторая проблема состоит в качестве учебников, по которым обучаются дети. При всем уважении к д.п.н Л.Л. Шевченко, ее учебники, за исключением курса для 2-3 классов, малопригодны для преподавания в обычной светской школе. Эти учебники рассчитаны на определенный базовый православный уровень детей. Но подавляющее большинство из них оторвано от православной традиции, не знают элементарных религиозных понятий, их нужно «вначале кормить молоком, а не твердой пищей» (Евр. 5,12).
Теперь об учебных пособиях под ред. В.Д. Скоробогатова. Эти учебники должны использоваться с мультимедийным приложением, которое было записано в формате Windows, но в связи с переходом школ на программу «Linux» учебные диски данного авторского коллектива в настоящее время не могут быть использованы.
Теперь о содержательной стороне этого учебно-методического комплекса. Предоставим слово рецензентам – преподавателям БелГУ.
Кандидат философских наук А.Г. Чередниченко об учебно-методическом комплексе для 7-8 классов: «не учитываются межпредметные связи с такими дисциплинами, как всеобщая и отечественная история, обществознание, литература… Авторами не учтен тот факт, что «Слово о полку Игореве» подробно изучается в рамках школьных курсов русской литературы и отечественной истории… в стиле изложения материала отсутствует проблемность».2
Доктор исторических наук В.В. Пенской об УМК для 10-11 классов: «при чтении текста учебника создается впечатление, что читаешь памфлет на историческую тему, но отнюдь не учебник. Прежде чем рекомендовать УМК к переизданию и широкомасштабному внедрению в учебно-воспитательный процесс, необходимо его существенно переработать, исправив многочисленные ошибки и недоработки».3
Кандидат педагогических наук Т.А. Оксак об УМК для 9 классов: «исходя из перечисленных недостатков УМК, серьезности этих недостатков, высокой степени их распространенности, считаем использование в учебном процессе УМК: В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура» 9 класс – нецелесообразным. Переработка УМК с учетом имеющихся недостатков будет равноценна написанию нового комплекса».4
Именно с такими учебными пособиями приходится работать педагогам. И, по всей видимости, в ближайшее время каких-либо изменений, касающихся улучшения качества учебных пособий, ждать не приходится.

«Несерьезный» урок

Третья проблема. Несмотря на поступающие из Департамента образования Белгородской области документы, в которых декларируется особая значимость православной культуры в среде гуманитарных предметов, в сетке учебного процесса вышеуказанная дисциплина пока остается «золушкой», «несерьезным» уроком. Православной культуре отведен один час в неделю, причем это, как правило, последние уроки, когда дети уже устают. Дело в том, что в школах негласно имеют приоритет те предметы, по которым нужно сдавать ГИА и ЕГЭ. По православной культуре ГИА и ЕГЭ, естественно, не сдаются, поэтому, по стойкому убеждению многих обучающихся, на этих уроках можно «отдыхать», то есть ничего не делать и мешать тем детям, которые хотят узнать что-то новое для себя. При одном часе в неделю, при отсутствии на руках у обучающихся учебников можно ли ребенку получить какие-либо серьезные знания по предмету? За неделю он попросту все забудет, что ему рассказывали на уроке. А ведь во многих семьях дома нет вообще никакой православной литературы.
По моему мнению, предмет должен преподаваться минимум два часа в неделю. Возникнут скептические вопросы типа «где взять этот час?» Конечно, распределять нагрузку по предметам – не прерогатива рядового учителя, но если православная культура действительна необходима, то нужно что-то пересматривать. Решить проблему можно, например, таким образом: убрать православную культуру из расписания 9-11 классов и добавить этот час в среднее звено. У старшеклассников уже вполне устоявшееся мировоззрение, они достаточно прагматичны, поэтому «забивать голову» православной культурой у них нет желания – нужно готовиться к экзаменам. А вот с младшими детьми можно более тесно поработать.

Что же все-таки означает слово «духовность»?

Ну и последняя и самая главная проблема.
Современная светская педагогика исполняет прежде всего социальный заказ, строго держит гуманистическую направленность, использует натуралистический подход к развитию личности. Она не руководствуется ни Божественным Откровением, ни вероучением Церкви, не учитывает поврежденности грехом человеческой природы, не знает истинной цели нашей жизни. Правда, в Законе об образовании Российской Федерации последней редакции (ст.14. п.2) и федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования 2011 года (ст. 8.2.3) предусмотрено формирование духовно-нравственной личности и заложена программа духовно-нравственного развития обучающихся. Но понятие «духовность» здесь трактуется не в православном понимании как стяжание Духа Святого, или святости, а в философском – богатство человеческих чувств и достижений разума.
В современной светской системе образования принципы православной педагогики игнорируются. Даже на уроках православной культуры мы можем следовать этим принципам выборочно, с оговорками, так как этот предмет носит культурологический характер, а его содержание не нацелено на внедрение Православной веры в сознание учащихся.
Поэтому православным родителям, дети которых обучаются не в православной гимназии, а в обычной школе, нужно задуматься: устраивают ли их те принципы, по которым строится образование и воспитание обучающихся.
Ведь получить образование – это не только получить возможность поступить в престижный ВУЗ, его закончив – получить возможность высокооплачиваемой работы (правда, для весьма многих только чисто теоретическую, учитывая переизбыток на рынке труда специалистов с высшим образованием).
Думается, в нашем городе давно назрела проблема создания еще одной школы, где бы смогли обучаться дети из православных семей. Православная гимназия, где обучается немногим более 250 детей, уже не может удовлетворить потребности города. Каждый год в первый класс в гимназии набирается 30 детей, а желающих там обучаться – в два-три раза больше.
Я думаю, всем православным родителям и всем, кому небезразлична наша главная ценность – наши дети, нужно объединить свои усилия и попытаться создать еще одну школу православной направленности.
Как она будет называться – не столь важно. Главное, чтобы наши дети смогли получить в этой школе целостное представление о русской православной культуре, отечественной и всеобщей истории, русском языке и литературе. В этой школе должны работать люди, которые прежде всего болеют за будущее нашей страны, а не за баллы и надбавки к зарплате.
Ну, а православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями.5

Учитель православной культуры О.В. Лащев
Старый Оскол

1 Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура». Белгород, 2008, с. 24-25.
2 Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура». Белгород, 2008, с.63-64.
3 Там же, с. 78-79.
4 Там же , с. 74.
5 Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

3 thoughts on “О проблемах преподавания православной культуры в современной школе и дальнейших перспективах

  • 15.08.2013 в 14:24
    Permalink

    Высказывание о том что программы написанные под ОС Windows не смогут запускаться в ОС GNU/Linux не совсем верно.
    В GNU/Linux ставиться бесплатное приложение Wine, с помощью которого из под Linux можно запускать большинство программ для Windows.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Wine

    Ответ
  • 23.08.2013 в 09:10
    Permalink

    предметишка православная культура не нужен в школе. дайте больше часов русского языка и литературы, чем тратить ценные часы на никому не нужный предмет. вы спросите у детей, нужен ли он им. для желающих откройте еще одну гимназию, а кому мало пусть идут послушниками в монастырь…

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 4

АРХИВ ГАЗЕТЫ