О празднике Преображения Господня и об обычае освящения плодов


В день праздника Преображения Господня принято освящать плоды – яблоки и виноград. Откуда пошли эти традиции и насколько они связаны с сутью самого торжества?
Мы предлагаем читателям комментарии старооскольских священнослужителей.


Ключарь Александро-Невского кафедрального собора священник Виталий Голуб:

– Принцип освящения заложен в Церкви изначально. Для наших предков это была основа всего быта. В Требнике есть одна древняя молитва – «На освящение всякой вещи». То есть когда наши предки приобретали какую-то вещь или делали ее своими руками – они ее освящали. Потому что в эпоху домашинного производства любой предмет был изготовлен вручную, и эта работа считалась совместным творчеством, соработничеством Бога и человека. Человек реализовывал свой творческий потенциал с помощью Божией в том предмете, который он изготовлял. Поэтому в те времена было естественным придти в храм для того, чтобы возблагодарить Господа за его поддержку, а также испросить снизойти благодать Святого Духа на созданную вещь, чтобы она явила свою пользу «к телесному спасению и заступлению и помощи» – как сказано в этой древней молитве. Поэтому освящение любых бытовых вещей, с которыми постоянно контактировал человек – от постельных принадлежностей до начатков урожая – было делом обязательным и заурядным. Люди все приносили в Церковь, прося Господа коснуться Своей благодатью этих предметов.
Традиция освящать плоды перед праздником Преображения Господня тоже древняя – она пришла к нам из Греции. В эту пору как раз начинается сбор урожая. Первые созревшие ягоды, фрукты, овощи приносили в храм. Естественно, в зависимости от региона плоды приносили разные. Где-то, например, яблоки поспевали чуть раньше, где-то чуть позже. Молитвы Требника изначально ориентированы на природный цикл Греции, и в нашей стране не всегда есть возможность выдерживать его. А ведь многие православные считают, что съесть яблоко или виноград до Спаса – большой грех. Неужели действительно нельзя вкушать то, что нам послал Господь по Своей милости? Этот вопрос положил начало двум разным традициям в современной Церкви. Некоторые священнослужители действительно запрещают есть начатки урожая до освящения в день праздника. Другие же говорят о том, что всегда возможно освятить первые плоды любых растений, как только они поспеют – вне зависимости от церковного календаря – и вкушать их не возбраняется. И с этим я согласен. Если есть возможность и желание воздержаться от употребления плодов до праздника во имя Господне – это хорошо, это проявление смирения и послушания. Такое поведение пойдет на пользу душе и принесет радость. Но если это человеку в тягость, и он просто формально пытается соблюсти обычай, то в этом нет нужды.
По сути, привязка к определенным датам освящения плодов – просто традиция. Наше спасение от этого не зависит. Как сказано в Писании – «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор.8:8).

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка священник Максим Горожанкин:

– Христос преобразился на горе Фавор незадолго до Своих крестных страданий, смерти и Воскресения. В акте Преображения Господь утверждает веру своих ближайших учеников в том, что Он есть Сын Божий, Мессия. Пророки Моисей и Илия с горы Фавор свидетельствуют апостолам о Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Христос показал апостолам славу Своего Божества, движимый любовью к ним.
День Преображения Господня – это день откровения таин Царствия Божия. И всякий раз, когда мы приходим в этот день в храм, мы должны молиться Господу, чтобы и нас он сподобил хотя бы отчасти стать ближе к Себе, как некогда это произошло с апостолами. На Фаворе произошло не только преображение Христа, но и преображение апостолов. «Они сами изменились и таким образом увидели Господне изменение», – пишет святитель Григорий Палама.
С горы Фавор апостолы спустились иными, как некогда иным сошел с Синая Моисей. Христос показал им подлинную красоту и Своего Образа, и ту красоту, к которой призван каждый человек. Прикасаясь к богослужебным текстам, вслушиваясь в них на вечернем богослужении накануне праздника, мы должны понимать, к какой высоте нас зовет Господь. Он зовет нас к святости, Он зовет нас, как когда-то апостолов, стать иными, преобразиться и преобразить мир вокруг себя.
В день Преображения Господня есть обычай приносить в храм Божий плоды винограда и яблок, чтобы поблагодарить Бога за новый урожай. Приходя в храм, мы должны помнить, что не яблоки являются поводом, целью и смыслом этого праздника. Целью и смыслом является Христос, который призывает нас к новой жизни в Самом Себе.

Клирик храма преподобного Сергия Радонежского протодиакон Сергий Епифанцев:

– Преображение Господне показывает нам высоту Божества Христа, красоту Его замысла о человеке, детскую радость апостолов – свидетелей чуда. На Фаворе Господь укрепляет тех, чья вера содрогнется перед ужасом Его Голгофских страданий. В Евангелии Господь раскрывает Свой замысел о нас. Он как бы говорит: «Посмотри, каким Я тебя создал! как ты прекрасен! неужели ты не хочешь быть таким?»
В Боговоплощении наша природа делается сопричастной Божеству. Преображение Христа Спасителя – залог нашего преображения. Цель жизни христианина – обожение, благодатное единение с Творцом. Оно достигается молитвой, благоговейным исполнением заповедей Божиих и очищением сердца от страстей, которые мешают нам вместить Фаворский свет.
Часто спрашивают о смысле древней монастырской традиции – освящения начатков плодов в праздник Преображения Господня. На родине обычая – в Греции – освящали виноград. Поскольку у нас он не настолько распространен, а в северной части России вообще не растет, в русских храмах освящаются яблоки. Отсюда народное название – Яблочный Спас.
Что касается поста на плоды до освящения, то устав говорит именно о винограде. Остальные плоды освящались и приносились на трапезу по мере созревания. Важно правильно понимать смысл традиции – мы не выделяем яблоки среди прочих овощей и фруктов. Мы приносим для освящения начатки урожая плодов нового года, вознося благодарение Всещедрому Богу за «изобилие плодов земных».

Клирик Александро-Невского кафедрального собора диакон Петр Зорин:

– 14 августа начался Успенский пост. В этот день по традиции освящается мед. И дело тут не в каком-то сакральном отношении православных христиан к меду. Просто к этому дню собирали его новый урожай. Магазинов не было, нельзя было купить любой продукт в любое время года. Сбор меда был действительно значимым событием. Такой же смысл вкладывали люди и в освящение орехов 29 августа.
19 августа, в день Преображения Господня, также традиционно освящаются яблоки, виноград и другие фрукты. История освящения плодов в этот день носит несколько иной характер: в Иерусалиме и Византии к этому времени поспевал виноград. Освящали в храмах те гроздья, из которых впоследствии должны были приготовить кагор – вино, используемое для совершения Таинства Евхаристии.
Поскольку в нашей полосе виноград не настолько распространен, да и выращивать его затруднительно, он не является основным элементом нашего продуктового набора. Тем более из местного винограда не делают кагора. Зато к этому времени всегда поспевал урожай яблок, и в традиции Русской Православной Церкви укоренился обычай освящать, благословлять новый урожай яблок и прочих плодов, которые к этому времени как раз успевали созреть.
Сам факт того, что Господь дает ежегодно нам новый урожай, является определенной милостию Божией. Приношение начатков овощей и плодов в храмы – наша благодарность Богу за то, что Он дает возможность пропитания многим людям.
А поскольку всегда для православного христианина начало и конец любого дела сопровождались молитвой, то в знак благодарности люди начатки овощей, начатки меда всегда приносили в храм. Часть этой снеди всегда оставляли как пожертвование – в пользу вдовиц, в пользу малоимущих и нищих.
К сожалению, сегодня существует много заблуждений и суеверий, связанных с традицией освящения плодов в эти дни. Одна из самых частых ошибок – именовать церковные праздники СПАСАМИ. Люди отмечают яблочный Спас, медовый Спас, ореховый Спас. Думаю, корни этого явления кроются в желании человека как-то освятить свой быт. Но такое полубытовое название этих дней постепенно исказило правильное восприятие праздника. Конечно, важно отдать дань традиции предков, важно освятить свой быт. Но нельзя эту второстепенную традицию ставить выше праздничной Литургии и тех Евангельских событий, которые упоминаются в этот день на Чтениях. Истинные христиане отмечают Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Вот об этом нам надо помнить.

Подготовила Юлия Кривоченко

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ