О культуре и антикультуре, знамениях, литературе, музыке и кино
Пресс-конференция митрополита Иоанна
В канун Рождества Христова митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн провел пресс-конференцию, которая состоялась в формате онлайн-транслянции в интернете. В ней приняли участие журналисты белгородских СМИ и ИМЦ «Православное Осколье». На электронные ресурсы епархии поступило более ста вопросов, еще значительное количество их поступило в виде писем, которые собирались в приходах. Тематику никто не ограничивал, поэтому среди тех вопросов, которые озвучил ведущий прямого эфира Виталий Стариков, были и богословские, и житейские, и личного порядка, и общественно-значимого звучания. Спрашивали о возможности крестного знамения в транспорте и как часто надо освящать дом и машину, о строительстве новых и реставрации старинных храмов, ювенальной юстиции и распространении «моды» на самоубийства среди молодежи, о противодействии сектам и абортам, о ценах на требы и «мерседесах» священноначалия, о музыкальных и литературных пристрастиях. На острые и порой провокационные вопросы владыка отвечал спокойно, откровенно и без осуждения высказывал свое мнение, гася негативный запал доброй шуткой. В общем, два часа прямого эфира под прицелом нескольких видеокамер – главе митрополии мужества не занимать.
Остановимся на нескольких темах.
О личном: выборе пути, близких, литературе, музыке и кино
Митрополит Иоанн рассказал, что на избрание монашеского пути повлияло давление со стороны властей. Будучи преподавателем в институте и студентом аспирантуры, он пел в церковном хоре. Это вскоре стало известно ректору и было воспринято как религиозная пропаганда. Будущего митрополита уволили с работы и исключили из аспирантуры. Он был вынужден уехать из Иркутска и следовать за архиепископом Ювеналием, который был направлен в Курск. Когда настал час окончательного принятия решения, владыка решил, чтобы не подвергать своих близких очередному испытанию, служить Богу в монашеском чине. На этот выбор он получил благословение своего духовника схиархимандрита Григория (Давыдова), который служил в Покровке.
Сегодня в Белгороде живут мама и брат владыки. Он старается встречаться с родными, особенно уделять время маме, которая уже в преклонных годах. «Когда мы были маленькими, родители дали нам много любви. Вот сейчас пришло время, когда нужно и нам делиться этой любовью», – сказал митрополит Иоанн.
Как признался владыка, в последнее время он увлекся творчеством писателя Евгения Водолазкина, ему созвучны его произведения «Лавр» и «Авиатор».
Современная эстрада митрополиту Иоанну неинтересна, так как музыка пишется не по вдохновению, а с помощью компьютерных программ. Эталоном исполнительского искусства он считает Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского, дирижера Владимира Спивакова.
На сериалы владыка времени не тратит, но фильм Досталя «Монах и бес», который вызвал неоднозначную оценку в православном сообществе, посмотрел. С точки зрения митрополита, главный герой раскрывает подвиг юродства, а сам фильм можно оценить как притчу, которая заставляет зрителя задуматься над тем, что такое монашество. «Там есть вопрос, который на поверхности не лежит, но он внутри этого сюжета – это соотношения закона и благодати. Кто нас спасает? Нас спасает Христос. Как Он спасает? Он спасает своей благодатью. Мы можем исполнить все правила закона, и в то же время сделать это без любви. В фильме показан человек, который живет по благодати, и он своей любовью побеждает беса. Мне этот фильм очень симпатичен по своей подаче и правильному внутреннему христианскому расположению», – отметил владыка.
О культуре и антикультуре
Чтобы отличить истинное творчество от ложного, истинное произведение искусства от его суррогата, владыка Иоанн предлагает разобраться, что оно дает человеку: созидание или разрушение, потому что в мире всегда есть противостояние – литургия и черная месса, церковное гармоническое пение и сатанинский рок. «Истинное творчество – это соработничество Богу, и поэтому оно всегда несет свет, оно всегда зовет человека к хорошему, доброму и не разрушает его. Действие диавола всегда же направлено на разрушение личности, чтобы посеять в человеке неуверенность, сделать его легкой добычей духов злобы поднебесной. Многие, подвергшиеся такому воздействию антикультуры, уходят в наркоманию, заканчивают жизнь суицидом», – сказал митрополит. Чтобы давать оценку какому-то явлению в искусстве, он предложил не полагаться на чужие мнения, а самим его исследовать и, если необходимо, показывать, насколько оно пагубно.
Об обмирщении Церкви
По мнению митрополита Иоанна, Церковь не должна потерять свою сакральность и таинственность, молитвенное умонастроение, иначе она превратится в социальный институт, идеологическую машину, лишенную духовного начала. Задачи Церкви – сохранять, очищать и всему давать христианское измерение, а не становиться придатком власти.
О сохранении жизни нерожденных детей
Глава митрополии подчеркнул, что количество абортов снижается, хотя цифра 3458 абортов (на 1 декабря 2016 г. – прим. ред.) свидетельствует о множестве загубленных детских душ. По мнению владыки, одной из причин прерывания беременности является навязанная женщинам психология успеха, которая активно пропагандируется через различные семинары и мастер-классы. В Белгородской области ведется кропотливая работа по сохранению жизни нерожденных детей. В качестве примера митрополит Иоанн привел Старый Оскол и семейный центр в Грайвороне, где с молодоженами ведут целенаправленные беседы врачи, психологи и священники.
Женщинам, которые хотят покаяться в совершенном грехе, Церковь предлагает искупление греха через покаяние и исполнение епитимьи. «Это не для того, чтобы наказанием унизить человека, а чтобы очистить его через исполнение этой епитимьи, чтобы человек вынул из себя этот сгусток греха», – сказал владыка. Он предложил женщинам молиться за души убиенных младенцев мученику Уару и Вифлеемским младенцам, которые были убиты по приказу Великого Ирода.
Чтобы снизить количество абортов и увеличить духовную мотивацию к рождению детей, митрополит Иоанн согласился последовать примеру грузинского патриарха и стать крестным отцом каждому третьему и последующему ребенку, родившемуся в белгородских семьях.
О Церкви и интернете
По словам митрополита Иоанна, Церковь пришла в интернет-пространство, чтобы быть ближе к молодежи, и отношение к интернету должно быть, как у апостола Павла по отношению к пище, которая не приближает и не удаляет нас от Бога. «Сам по себе интернет – это инструмент, но важно, чем мы его наполняем. Мы должны формировать положительную повестку дня», – уверен владыка. Он посоветовал всем больше обращать внимание на позитивные явления в обществе и так выстраивать отношения на форумах, чтобы побеждала любовь и между людьми присутствовал мир.
О ювенальной юстиции
«Ювенальная юстиция в том виде, в котором она существует на Западе, неприемлема для России, – уверен владыка. – У нас есть свои традиции. Нельзя уровнять всех людей в психологическом, культурном, умственном восприятии всего происходящего. Когда нам пытаются навязать некие мерила, которые на Западе имеют успех, а для нас они будут разрушительны, и прежде всего для семьи, естественно, мы не можем это воспринять и должны внести свои поправки в общее положение ювенальной юстиции».
Как полагает митрополит, сама идея защиты прав ребенка хорошая, но в России она может привести к появлению новых павликов морозовых, которые будут обрекать своих родителей на тюремное заключение. «Очень важно понять, что мы самобытный народ, и эту самобытность мы передаем как историческую память, а если на пути этой памяти станет западная ювенальная юстиция, то это разрушит нашу общность, начиная с семьи и заканчивая народом в целом», – подытожил митрополит.
О сектах и духовных скрепах
По мнению главы митрополии, противостояние между Россией и США смещается не в социально-экономические концепции, а в религиозное сознание. И здесь основное поле битвы. «Посмотрите, кто возглавил Майдан, и кто возглавил первые после государственного переворота высшие органы власти? Это были сектанты: Яценюк, Турчинов – они представители тех сектантских организаций, руководство которых находится в Соединенных Штатах Америки», – указал владыка. Далее он отметил, что причиной братоубийственной гражданской войны в начале прошлого века стало не экономическое состояние России, а разруха в умах. «Хаос и предательство творились в высших эшелонах власти, – сказал митрополит. – Деятели Государственной Думы – Керенский, Гучков – начали организовывать комитеты спасения России и всячески настаивали на отречении Государя-императора от власти. Известно, что к этому времени Керенский возглавлял Масонскую ложу в России. Это организация, которая внедрилась во все высшие эшелоны власти».
Чтобы подобное не повторилось, архипастырь предлагает следовать курсу, который предложен нашим Президентом. «Когда он говорит о духовных скрепах, он имеет в виду скрепы традиционных религий и прежде всего Православия. Потому что Православие – государствообразующая и культурообразующая религия нашей России. И всякое противостояние Православию – это фактически начало развала Государства Российского как целостного. Нам необходимо быть очень внимательными – куда нас зовут? Казалось бы, безобидные вещи, типа «Звенящие кедры». Это секта Анастасии, которая плохого ничего не делает, но в то же время та изоляция, то неоязычество, которое проповедуют ее члены, ведет к тому, чтобы раздробить единое целое – единый организм нашего народа. И, конечно же, идет атака на Православие – именно как на культурообразующую и государствообразующую религию».
По мнению владыки, все так называемые новорелигиозные движения имеют своей целью не только посеять разруху в умах, а использовать ее для братоубийственного противостояния. В качестве примера владыка привел ситуацию в Южной Корее, когда у президента этой страны появилась ведунья, вмешивающаяся в государственные дела.
Глава митрополии призвал объединять усилия всех здоровых сил общества, лучше и доступнее рассказывать о своей вере молодежи и детям.
О ценах на требы, дорогих рясах священников и ослах
На вопрос о разнице цен на молебны в разных храмах епархии глава митрополии ответил, что речь идет не о ценах, а о пожертвованиях. Но в то же время, если совсем отказаться от пожертвований и все совершать бесплатно, как предлагают некоторые белгородцы, храмы останутся без света и тепла. Готовы ли люди молиться в холодных храмах?
На вопрос о дорогих облачениях митрополит ответил, что сам он служит в богослужебной одежде, сшитой в мастерской в Старом Осколе. В ней нет натуральных камней и золотых нитей. «И если так кажется, значит, наши мастера так искусно сделали. Я благодарен мастерам, что они умеют так делать», – сказал он.
На вопрос, почему владыка ездит на дорогом автомобиле, а не на осле, как Христос, глава митрополии пошутил, что жалко животное, которое может замерзнуть, если ехать из Белгорода в Алексеевку или Ровеньки. К тому же «Мерседес», который и вызвал недовольство некоторой категории граждан, владыка давно продал, чтобы достроить здание митрополии, а ездит он на автомобиле марки «Шкода».
О чудесных небесных явлениях
На вопрос о значении необычных небесных явлений, которые люди наблюдают во время православных торжеств, глава митрополии ответил, что таким образом Господь говорит о Своем присутствии в нашей жизни. «Я вспоминаю студенческую Пасху, когда был страшный холод, и когда мы запели «Христос Воскресе!» и начали освещать куличи, вдруг выглянуло солнце. Студенты от радости тоже стали восклицать «Христос Воскресе!» и танцевать. Действительно было такое чудо. И мы знаем множество таких случаев. Так небеса откликаются на наши молитвы», – сказал архипастырь.
Посмотреть трансляцию прямого эфира рождественской пресс-конференции Белгородско-Старооскольской епархии можно по ссылке
Подготовила Светлана Воронцова
Рождественская пресс-конференция митрополита Иоанна
г.Белгород
05.01.2017