О Божием промышлении
«С вышних презирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве»
(Тропарь Всемилостивому Спасу)
Как отрадно сознавать, возлюбленные, что всемогущий Бог и Творец необъятных миров, не чуждается нас грешных, но близок к нам, он призирает с высоты на нас убогих и озлобленных грехами. Да, Бог не есть какое-то отвлеченное Hачало. Он живой личный Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Господь Бог недалеко от каждого из нас, говорит великий апостол Павел. (Деян. 17:27).
И разве это не так? Присмотритесь к своей жизни и увидите на каждом шагу благодеющую руку Божию. Жизнь христианина – это непрестанное чудо. Ибо что есть чудо?
Чудо есть явление сверхъестественное, выходящее из обычных норм природы и внешней жизни человека. Таким чудом и является вмешательство Бога в личную нашу жизнь и жизнь природы, направляемое и изменяемое Господом ко благу… Ты проходишь по улице, и только прошел, как на твое место упал большой камень, – Господь сохранил тебя. У тебя нет средств к жизни, и вот добрый человек вручает тебе деньги. Здесь помощь Божия. Hе могу не сообщить, возлюбленные, одного факта, о коем рассказала мне благочестивая девушка, здешняя прихожанка. Она ехала поездом, и вот в двух шагах от разломанных рельсов остановился поезд. Еще два шага – и масса убитых и раненых была бы. Кто-то из пассажиров заметил: вероятно, в поезде было счастливое существо, ради которого сохранился поезд. Мы добавим: верующее существо, быть может, та именно благочестивая девушка, а с нею и другие верующие, ехавшие в поезде. Hесомненно, за их веру Господь и сохранил их. И думается, как жестоко заблуждается тот, кто насмехается над верующими, когда они крестятся и призывают Божию милость, отправляясь в путь поездом, или пароходом или даже трамваем.
Вы насмехаетесь над христианами, жалкие люди. И даже не подозреваете, что именно благодаря вере и молитве этих христиан и вы спокойно едете. А что именно верующие и благочестивые люди сохраняют грады и веси, и жизнь людскую, а люди неверующие и развратные обречены на гибель, – можно видеть из казни содомлян и гоморрян от Господа. Ради праведного Лота и его семейства Господь хранил неверующих и развратных людей Содома и Гоморры, и только тогда послал огонь с неба, когда вывел Лота и его семейство из этих городов. Из-за десяти праведных Господь хранил жизнь неверующих целого селения (Быт. 18:16-20)…
В дни широкого разлития неверия и появления различных наглых расколоучений и еретиков, когда вера в поношении и уничижении внешнем, – особенно утешительною является эта христианская истина, что над всеми есть недремлющее Око, что Господь печется о нас; не только о всем мире вообще, но и персонально, о каждом из нас. Волос с человеческой головы не падает без воли Божией. Значит, Господь видит все развращение, безбожие и отпадение от Церкви. И Он может положить предел сему, ибо Господь есть Владыка неба и земли (Мф. 28:18).
Hо не внешними средствами Господь совершает спасение людей, хотя и сие иногда творит, но мерами внутренними. Господь дает злу разрастись, чтобы поняли люди, как тяжело им и уныло без Бога, чтобы люди, как блудный сын в стране чужой и голодной, познали: как хорошо жилось им в родном крове, под руководством любящего и мудрого Отца Небесного.
Есть еще и другие причины того, что Господь попускает неверие и разврат. Я беседовал с одним благодатным пастырем и спросил его: скажите, батюшка, как объяснить это широкое разлитие безверия и нечестия теперешняго? Он ответил: это для того, чтобы мы ясно осознали, что реально существует не только Бог и святые ангелы, но и сатана, и его слуги, чтобы естественными очами видели, что борьба между добром и злом, между Богом и диаволом в мире сем не отвлеченная теория, а именно реальный факт, чтобы мы сознательно и усердно трудились над распространением святой веры и чистой христианской жизни в противовес неверию и разврату и чтобы о сем пламенно молились Богу, да будет Его воля на земле, как она всецело господствует на небе, и чтобы и на грешной земле было царство Божие… А как объяснить это Божие промышление о всех нас, эту заботу о всех людях? Как понять это снисхождение Божие к нам, со всех сторон погрязших в грехах? «Живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, а чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Любовь всепрощающая Божия ко всем грешникам – вот причина.
Как любящая мать, видящая своего ребенка в струпьях, не бросает его, но с любовью обвязывает струпья, обмывает и лечит, – так и безмерно больше Господь, Владыка Всемилостивый, призирает на нас, озлобленных грехами: оказывает нам помощь в нуждах и опасностях, прощает нам наши грехи, дарует нам Свою благодать в Царстве Своем, открывает нам двери рая в вечную блаженную жизнь. Пусть же не смущается сердце наше, но будем крепко верить в Бога (Ин. 14:27).
Постараемся жить не по языческим развратным путям, но по заповедям Божиим, помня слова апостола: «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:3–5). И не только сами будем веровать в Бога и жить по-Божьи, но и всех неверующих по естественным человеческим греховным стихиям направлять к Богу, Источнику действительного блага: истины, добра, красоты. Языческого же неверия и развращения не убоимся, твердо веруя, что кто с Богом, над тем никто не имеет власти, аще не дана будет ему свыше (Ин. 19:11), как и говорит Спаситель в другом месте: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27–29).
Аминь.
Святитель Онуфрий (Гагалюк)