«Ныне небо и земля веселится»

Святитель Феофан и святитель Феодор Начертанные.  Фреска 1547 года, монастырь Дионисиат, Афон

В первое воскресенье Великого поста верующие совершают праздник Торжества Православия. Он неразрывно связан с событиями VII Вселенского собора, который собрала в Константинополе в 843 году святая императрица Феодора. На нем Православная Церковь осудила ересь иконоборчества и восстановила почитание святых икон.

В этот день вспоминается победа над всеми ересями, но песнопения и молитвы праздника посвящены по большей части иконопочитанию. В каноне и стихирах прославляются святые иконы, а главное песнопение праздника – тропарь – посвящено нерукотворному образу Спасителя. Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

За лучезарной радостью, искрящейся в поэтических словах этих песнопений, стоят горький опыт, муки и пытки. Согласитесь, когда больше знаешь об авторе, к тексту относишься иначе. А когда молишься словами, которые составил участник события, слова молитв порой пронизывают до глубины души.

Феофан и Феодор были монахами, насельниками монастыря Саввы Освященного. Когда в 815 году император Византии Лев V Армянин официально восстановил иконоборчество, Иерусалимский патриарх Фома I направил благочестивых братьев-философов, чтобы они убедили правителя отказаться от этой ереси.

Император побеседовал с ними, объявил их еретиками и подверг пыткам. С 817 по 842 год (представьте только! Четверть века!) они были в заключении и подвергались пыткам во время царствования трех правителей-иконоборцев. Последний из них, Феофил, снова пытался склонить их к хуле на иконы. Потерпев неудачу, он приказал сделать на их лицах татуировки с позорными стихами. Лица братьев были изуродованы и, как написано в житии, «выжжены до самых веждей» (вежди – ресницы, устар. – прим. ред.), поэтому их называют Начертанные. В 840 году Феодор  умер  в  заключении. Феофан дожил до восстановления почитания икон и участвовал в Константинопольском соборе.

А теперь, зная все это, давайте всмотримся в слова тропарей канона, написанного, выстраданного Феофаном: «Торжествуя с веселием в сей день, верные, возгласим: «Как чудны дела Твои и велика сила Твоя, Христе, наше единомыслие и согласие устроивший!» День радостный, богомудрые, давайте отмечать: ныне небо и земля веселится, и Ангелов полки, и смертных собрания с особой торжественностью празднуют. Величайшее благодеяние видя, начнем рукоплескать: разделенные Христовы члены собраны во единство, и восхвалим Бога, мир подавшего. Даны в сей день Церкви дары победные, Богом направленным указанием и советом Михаила и Феодоры, право веру хранящих наших царей».

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 82 = 86

АРХИВ ГАЗЕТЫ