Нужна ли пятая заповедь сиротам?

Автор: Екатерина Юдина, член православного молодежного центра «Невский».

По поводу воспитания детей в СМИ периодически разворачивается дискуссия: кто должен воспитывать – учителя или родители? А если последние отсутствуют, или их лишают такого права, так  как «родительское воспитание», замешанное на алкоголе и наркотиках, может принести непоправимый вред ребенку… Тогда вся ответственность за неокрепшие души детей ложится на воспитателей и педагогов детских домов и социальных приютов.

Ольга Ивановна  Балбекина – учитель с 36-летним стажем, много лет она преподавала русский язык и литературу. Она человек православный, является прихожанкой Успенского храма в с. Каплино. Четыре года назад настоятель храма протоиерей Сергий Поляков предложил ей вести уроки по православной культуре, чему она весьма обрадовалась. Сейчас она  обучает основам Православия воспитанников Дома детства и социально-реабилитационного центра нашего города. Большинство из них пережили тяжелейшие душевные травмы, физическое насилие, безразличие и жестокость со стороны взрослых. Как же важно для каждого из них донести, что они не оставлены, что, несмотря на то, что они брошены своими родными, у них есть Отец Небесный, который никогда, ни на секунду не отвернется от них. В один из субботних дней мы встретились с Ольгой Ивановной и узнали подробнее, как проходят ее занятия. На занятии в Доме детства нас уже ждали дети. В комнате, где проходят беседы, находится множество икон, вся обстановка располагает к общению о Евангельских истинах. Дети встретили педагога с улыбкой, было видно, что они ждали прихода Ольги Ивановны, которая рассказала им о начале Великого поста и молитве Ефрема Сирина. Многие дети думали, что пост – это просто отказ от определенного вида пищи. Но Ольга Ивановна очень доступно и интересно объяснила им, что  пост – это, прежде всего, работа над собой. Ребята с удовольствием рассуждали, отвечали на вопросы и высказывали свое мнение. Но такие доверительные отношения установились далеко не сразу. Сначала внимание детей нужно было завоевать, расположить их к себе.

– Поначалу детвора вела себя по-разному, – вспоминает Ольга Ивановна.  – Некоторые выходили за дверь и ложились на пол. Я, чтобы завладеть их вниманием, говорила им: «Знаете, первые христиане так и общались: Иисус Христос возлежал, а рядом с ним возлежали его ученики». Бывало и такое: мальчик пришел на занятие с тарелкой лапши, сел ко мне спиной. Я сделала ему замечание. А он мне: «У нас обед, мне нужно покушать». Ну, думаю, пускай обедает. Первые занятия он совсем не посещал. Воспитатель тянула его за руку, а он вырывался и уходил. Я его не удерживала. Но потом он трижды заглядывал в комнату, когда я читала интересные моменты детям, и прислушивался к рассказу. Затем стал приходить. Сегодня он сказал, что для него это душеспасительно.

– Сейчас в школах преподают православную культуру. А что Вы хотите донести до детей, какие важные христианские ценности? Почему Вы решили дополнительно их просвещать?

– Давайте посмотрим на нашу жизнь! Что в душах у детей? Дети воспитываются телевизором, а телевизор чему учит? Моральные принципы неактуальны, нравственность не востребована. Человеку в такой атмосфере очень трудно жить. Душа его устает, она остается пустой. Семьи распадаются, разводы идут. Все наши болезни, все неудачи имеют духовную основу. Почему человек стал преступником, почему он ушел из семьи, почему бросил детей? Почему я вообще такой жестокий, злой и ненавижу всех – это все идет из нашего внутреннего мира. Детям надо рассказывать, показывать, что есть другой путь в жизни, что можно не жить во зле, можно жить в чистоте. В этом самое главное назначение нашего просвещения. Такая задача стоит у нас с батюшкой. Я не сделаю их верующими, нет, но Свет Христов в души детей проникнет. Надо ребенку объяснить, что он не погибнет, даже если споткнется, что надо бороться, отказываться от греха, работать над собой. Если сам не будешь ходить в храм, исповедоваться, причащаться, ничего не получится. К Творцу надо обращаться и жить по Его заповедям.

– А есть ли уже плоды вашей работы? Участвуют ли дети в Таинствах?

– Плоды, надеюсь, от общения есть. Перед Рождеством я по просьбе батюшки предложила детям причаститься. На занятии сидели около 10 человек, и всего одна девочка подняла руку. Я стала интересоваться, почему мальчики не хотят причащаться. Мальчишки сказали: «О нет! Это стоять всю ночь, мы не пойдем». Пришлось с ними побеседовать, объяснить, как важно принять Христа, особенно в рождественскую ночь. И я была очень удивлена и обрадована, когда увидела, что они всем составом приехали на службу. Дети были радостными и счастливыми. Дети откликаются, дети меняются. Один мальчик недавно сказал, что он пытается бросить курить.

В социально-реабилитационном центре в микрорайоне Рудничный живут детки, которых пока не забрали новые приемные родители, или их еще не перевели в детский дом. Они находятся в некоем подвешенном состоянии. На выходные некоторых из них забирают к себе новые мамы и папы, или родители, которых не лишили родительских прав. Многие ребятишки выходные дни проводят в одиночестве. С недавних пор Ольга Ивановна Балбекина с разрешения администрации стала приходить сюда по субботам и проводить беседы с детьми на православные темы. В этот раз на встрече было немного ребятишек. Трое подростков: дети тринадцати, пятнадцати и шестнадцати лет – и четыре малыша. По их глазам было видно: то, что рассказывает Ольга Ивановна, не проходит мимо ушей, им интересно, для них это важно. На занятии обсуждалось множество интересных тем. Ольга Ивановна рассказывала о недавно прошедшем празднике Сретения Господня, о том, как лучше провести Великий пост, что изменить в себе. Подняла она разговор и о молитве  за своих родителей, задала трудный для ребят вопрос: «Кто бы из вас хотел помолиться за  своих родителей?» Руки подняли только три малыша. Остальные дети держат на своих родных большую, казалось бы, непреодолимую обиду. В результате серьезного разговора ребятишки поняли – пусть мамы и папы оставили их, но родители нуждаются в помощи духовной. Человек, который совершает в жизни ошибку, делает несчастными своих близких и своих детей, но прежде всего самого себя. Родители, которые,  к примеру, больны алкоголизмом – это запутавшиеся люди, им некому помочь. Любящие и скучающие по ним дети могут помочь им своей молитвой. Господь всегда слышит детские просьбы, видит детские слезы и никогда не оставит их без Своего внимания. Ребята услышали мудрые слова педагога, и сердца их умягчились. Детские души еще податливы доброму слову. Со взрослыми все гораздо сложнее.
«Почитай отца твоего и мать твою» – эту Божию заповедь мы стараемся заложить в своих детях с младых ногтей. Но можно ли до ребенка, оказавшегося в казенном доме, донести ее значение? Как чтить тех, кто тебя отверг? Как молиться о родителях, которые тебя бросили? С такими вопросами я обратилась к духовному наставнику Дома детства и социально-реабилитационного центра протоиерею Сергию Полякову, настоятелю Успенского храма.

– Многие дети, которые живут в детском доме и приюте, хотели бы вернуться к своим родителям, несмотря на их предательство, на их пьянство беспробудное, они хотят быть вместе с ними, – сказал отец Сергий. – Мне кажется, детки, особенно приютские, даже больше почитают пятую заповедь, чем домашние, избалованные вниманием. В данном случае я говорю этим детям, что нужно почитать взрослых. Эта заповедь не только на родителей распространяется, но и на воспитателей, на директора. Пятую заповедь они, слава Богу, выполняют по отношению к своим воспитателям. А насчет родителей – надо без навязывания каждому предоставить выбор.

– Каковы особенности духовного воспитания детей, оставленных без попечения родителей?

– Главное – привить ребенку любовь к Церкви, вере православной. У детей изломанная психика, наследственность тяжелая. Единственное, что может спасти их, – это православная вера, таинства церковные, то есть приобщение к благодати Божией. Но это должны осознавать все: и воспитатели, руководители, и дети. Было бы замечательно, если в детском доме был храм. Ребята бы и пономарили, и убирали его, и пели на клиросе. Они бы полностью участвовали в церковной жизни.

– Семейные традиции являются одним из важных признаков благополучия семьи. Но у многих деток почти нет никакого опыта жизни в семье. Как же они смогут выстраивать отношения в собственных семьях?

– К сожалению, они не понимают элементарных вещей, не понимают, что в семье каждый трудится для каждого. Было бы хорошо ввести патронатные семьи. Кто желает, мог бы брать детей из детского дома и приюта на выходные, на каникулы, в отпуск. Дети со взрослыми могут и в храм пойти, в музей, в тот же парк. Патронатные семьи играли бы большую роль для возрождения семейных традиций в их душах, чтобы дети видели примеры нормальных семейных отношений. Детям, лишенным родительского тепла, тяжело представить, что значит настоящая любовь и забота, искренность и честность. Они верят и не верят одновременно. За видимой агрессией, развязностью и даже хамством дети скрывают свою раненую душу. Как мать, потерявшая ребенка, помнит и страдает до конца своих дней, так и ребенок, ставший взрослым, всю свою жизнь будет чувствовать потерю своих корней, одиночество рода. Иногда эта память становится мстительной. Вот поэтому такому ребенку, оставленному своими близкими, как можно раньше надо рассказать о Христе, Которого предавали, от Которого отрекались, Которого распинали и Который всех простил. Нужно помочь встретиться ему со Христом, тогда одиночество рассеется, как туман от яркого солнечного света, и жизнь наполнится иным смыслом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 1