Новый год без хлопушек
Рассказ настоятеля старооскольского храма во имя вмч. Феодора Стратилата священника Николая Дубинина, несущего миссионерское послушание на Северном Кавказе, о праздновании Нового года на Кавказе
Я обратил внимание, что для местных жителей Новый год не является таким же праздником, как у нас. Дело в том, что население Северного Кавказа живет по исламскому праздничному календарю, в который Новый год не входит. Вот как об этом пишет портал ИсламДаг: «Вместо того, чтобы праздновать Новый год, уходить в «новогодний запой», мусульманам стоило бы проявить благодарность Создателю, задуматься о смысле жизни, стать лучше и приносить пользу обществу, помочь бедным и сиротам».
Поэтому здесь не встретишь новогодней иллюминации, хлопушек и Дедов Морозов, пьяную молодежь и крикливых соседей – всего того, к чему привыкли мы у себя во время зимних праздников. Кажется, Кавказ упрямо «не замечает», что пришел Новый год. Я не даю оценок – хорошо это или плохо. Для нас этот праздник давно стал добрым и семейным обычаем. Но мне захотелось понять, почему загадочный кавказский народ веками сохраняет свои традиции? Почему им важно сохранить то, чем жили веками до них, и инородные праздники здесь не приживаются?
Оказалось, религиозная мораль здесь определяет быт, а духовная жизнь формирует поведение для всех слоев общества – от простого пастуха до главы поселения. Для всех законы и традиции незыблемы. Вспомним наши 90-е, эпоху перемен. В моду входило все что угодно: молодые люди могли стать кем угодно – хиппи, рокером, фанатом сумасшедшей группы, к ужасу родителей сделать «модную» татуировку, распивать пиво в подъездах, смотреть всей страной Кашпировского и т.д. На Кавказе этого никогда не было. Тут не встретишь тату-салонов, не найдешь «забегаловку», где пьют мужики после рабочей смены, не увидишь алкоголика или бездомного нищего. Чай, домино, шахматы – на каждом шагу встречаешь такие тихие беседки. Здесь всегда и везде здороваются, и за три месяца я не услышал ни одного матерного слова. Здесь всегда в моде быть правоверным, чтить старших, хранить свою честь. Вот о чем идет речь. И эта преданность своим традициям, правилам – и есть основа устоев, которые сохраняют монолит кавказских народов, берегут их от распада. На придорожных столбах и баннерах встречаются мудрые изречения их мыслителей, короткие наставления и цитаты из священных книг.
Понимаю, что мне возразят многие, и вперед скажу: я отчетливо знаю, как ведут себя выходцы из кавказских республик не у себя дома, а в наших краях – достаточно последить за криминальной сводкой. Всем это известно. Но в чем же дело, почему они такие именно у нас? Мне кажется, подсознательно срабатывает инстинкт – если вы, русские, сами не бережете себя и свою русскую культуру, правила и обычаи – то тем более этого не станем делать мы. Они – как индикатор: чем меньше мы уважаем и бережем свое – тем более они это покажут своим отношением. И наоборот.
Очень надеюсь, что и у нас – русских православных – войдет в моду чтить свои традиции, свою веру, бывать на службах в храмах и соблюдать положенные посты, помогать ближним и уважать старших, выстраивать свои отношения не по какому-нибудь китайскому гороскопу, а по Заповедям Божьим. И тогда, быть может, мы впервые встретим уже не «Год обезьяны», а год Русского Человека.
Священник Николай Дубинин