Новые мученики Белгородчины
На границе двух тысячелетий, а именно в 2000 году, для Русской Православной Церкви произошло невероятное и грандиозное событие: Архиерейский Собор прославил для общецерковного почитания около тысячи новомучеников и исповедников земли Русской. С того времени их список постепенно пополняется.
Однако же в русской эмиграции почитание новомучеников началось гораздо раньше, и уже в 1949–1957 годах увидели свет жития некоторых из этих святых. О них – новомучениках, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей в далеком 1981 году, чьи имена пока отсутствуют в нашем официальном месяцеслове (что нисколько не умаляет подвиг сих святых), – рассказывается в этой статье.
Протоиерей Порфирий Амфитеатров, священномученик, был одним из авторитетнейших священников города Белгорода. До принятия священного сана в 1894 году он являлся преподавателем Белгородского духовного училища, а по рукоположении стал настоятелем Крестовоздвиженского храма в Кошарах – месте пребывания знаменитого чудотворного Креста. Именно перу отца Порфирия принадлежит первая печатная публикация об этой древней святыне. Перед началом Первой мировой войны отец Порфирий был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора – самого древнего из белгородских храмов. В 1919 году отец Порфирий, почти одновременно со священномучеником Никодимом (Кононовым), епископом Белгородским, был арестован большевиками и через несколько дней расстрелян.
Протоиерей Петр Сионский, священномученик, после окончания Духовной академии и рукоположения в священный сан был назначен смотрителем классов Курской духовной семинарии в Белгороде. В 1919 году был арестован красноармейцами, отправлен в Курск и там расстрелян. Позже его тело было погребено на братском кладбище Троицкого монастыря города Белгорода.
Протоиерей Алексий Попов, священноисповедник, служил третьим священником в Смоленском соборе Белгорода и занимал должность преподавателя закона Божиего в Белгородском Учительском институте. Во время революции он поначалу с воодушевлением встретил обновленческое движение, но вскоре отказался от своих взглядов. В модных в 1920-х годах диспутах между верующими и атеистами он был единственным представителем от лица духовенства, всегда смелым и красноречивым, и всегда оказывался победителем. Отец Алексий был сослан в один из лагерей в 1929 году без права переписки, где и скончался.
Протоиерей Василий Солодовников, священномученик, был настоятелем кладбищенской (теперь Николо-Иоасафовской) церкви города Белгорода, а также преподавал закон Божий во 2-й Белгородской женской гимназии. Горожане знали его как примерного пастыря, всегда приветливого, добродушного и не осуждающего никого. В 1919 году был арестован красноармейцами, этапирован в Курск и там расстрелян. Известно, что отец Василий оказался в общей могиле еще живым и пытался из нее выбраться. Это было замечено проходившей мимо женщиной, которая и сообщила об этом большевикам, добившим священномученика. Тело отца Василия позже было погребено на кладбище рядом с Николо-Иоасафовским храмом.
Священник Димитрий Софронов, священноисповедник, служил настоятелем в Трехсвятительской церкви (не сохранилась до наших дней) города Белгорода. Был арестован в 1919 году и несколько месяцев провел в тюрьме. Был освобожден в 1920 году и скончался дома от истощения.
Иеромонах Серафим (Кретов), преподобномученик, был насельником Свято-Троицкого мужского монастыря города Белгорода и имел духовный авторитет среди братии и прихожан обители. С древней чудотворной иконой святителя Николая «Ратного» он часто посещал семьи горожан, чем и снискал их любовь. В 1919 году отец Серафим был взят в заложники большевиками в ходе гражданской войны и расстрелян под Курском разрывной пулей в затылок.
Иеромонах Вонифатий, преподобномученик, также был насельником Свято-Троицкого мужского монастыря города Белгорода и пережил закрытие обители. Он являлся уже преклонным старцем, когда был убит зимой во время поездки на лошадях «неизвестными людьми» недалеко от города.
Протоиерей Константин Ничкевич, священномученик, настоятель церкви села Мясоедово Корочанского района. Ему были предъявлены обвинения в контрреволюции и агитации против советской власти. Ему угрожали арестом и не раз обыскивали. Отец Константин был убит у себя дома поздно вечером в 1918 году – открыто расправиться со священником, горячо любимым прихожанами, власти не решились.
Священник Константин Ефремов, священномученик, служил настоятелем храма в селе Журавлевка Белгородского района, начиная с 1910 года. С приходом советской власти он неоднократно подвергался преследованиям, после чего оставил приход и переехал в город Белгород, где служил в храме одной из пригородных слобод. За стеной комнаты, где жил отец Константин, проживал железнодорожник-коммунист, который донес, что у священника на квартире якобы регулярно проходят политические собрания. По этой клеветнической статье было заведено дело на отца Константина. Он был арестован без права свидания с родными и расстрелян без суда и следствия во дворе белгородской городской тюрьмы.
Священник Иоанн Тимофеев, священноисповедник, также являлся настоятелем храма в селе Журавлевка и был преемником отца Константина Ефремова на этом поприще. В период коллективизации он был арестован за «злостное нежелание» выплатить надлежащий налог, хотя все имеющиеся в приходе деньги уже были отданы государству. Его большое семейство (супруга и шестеро детей) было выселено на произвол судьбы. Сам же отец Иоанн окончил свой жизненный путь в одном из дальневосточных концлагерей.
Иеромонах Мелхиседек, преподобномученик, в миру Михаил Федорович Хухрянский, родился в 1887 году и до принятия монашества являлся послушником Успенского Валуйского монастыря, откуда был призван на фронт в Первую мировую войну. Демобилизовавшись, он вернулся в родное село Бутурлиновку (теперь город, районный центр Воронежской области), где зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. Через 10 лет он переехал в Воронеж и поступил в число братии Алексеево-Акатова монастыря, где в то время проживал хорошо ему знакомый по Валуйкам архимандрит Игнатий (Бирюков), последний настоятель Валуйского Успенского монастыря, ныне причисленный к лику святых. Здесь послушник Михаил принял монашество с именем Мелхиседек. В 1928 году он был рукоположен в священный сан и направлен служить в город Бирюч. Иеромонах Мелхиседек был арестован в 1930 году по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации и расстрелян.
Лев Захарович Кунцевич, мученик, родился в дворянской семье в городе Грайвороне в 1877 году. Окончив Киевский университет князя Владимира со специальностью юриста, он продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, которое завершил со степенью кандидата богословия. В разное время был епархиальным миссионером Донской,
Харьковской, Воронежской, Саратовской епархий. Под его руководством издавался народно-миссионерский журнал «Ревнитель». В городе Павловске Воронежской губернии Львом Захаровичем было основано миссионерское братство святителя Иоасафа Белгородского. В 1917-1918 годах был избран членом Собора Российской Православной Церкви от Донской епархии, где и познакомился с одним из земляков – священномучеником Митрофаном, архиепископом Астраханским, родившимся в нынешнем городе Алексеевке и несшим здесь же, на малой родине, поначалу свое диаконское служение. В апреле 1918 года Лев Захарович с супругой переехали в Астрахань, а в конце июля того же года он был арестован. Он был расстрелян 6 октября 1918 года в селе Черный Яр. За час до расстрела супруге Льва Захаровича, Любови Леонидовне, разрешили свидание с ним, обнадежив, что вскоре тот будет отпущен на свободу. Через час после их радостного свидания она увидела его расстрелянным, привязанным к столбу на площади, и сошла с ума.
Монах Илия (Каунников)