Невеста Христова. О мужестве и твердости одной юной девы

В конце XVIII века в небольшой болгарской деревушке Слатина жила девушка по имени Злата. Родители воспитывали ее в благочестии и христианской вере. И все бы сложилось в ее жизни хорошо, если бы в тот момент это село входило в состав Греции, как в наши дни…

Карта мира с тех пор сильно изменилась, хотя прошло совсем немного времени. Представьте, место в котором живет на тот момент юная Злата, административно подчинено Турции. Мусульмане, живущие по соседству с христианами, не скрывают своего враждебного отношения к Православию и всячески притесняют своих соседей. На первый взгляд кажется, что эти притеснения выражаются только в моральном подавлении, словесном выражении презрения, ну, на худой конец,  в некоторых имущественных притязаниях.  Нам сейчас  сложно себе представить, что в конце просвещенного XVIII века возможны какие-то более серьезные конфликты, а тем  более  убийства на религиозной почве.

Официально все и правда обстояло более-менее мирно. В это время Турция активно интегрируется в международный переговорный процесс и в конце века заключает мирный договор с Россией, между прочим, православной страной, которая всегда последовательно отстаивала права верующих на Балканах. В столицах подписывают важные документы, глубинка живет своей жизнью и по своим неписаным правилам – обычаям и традициям.

В Злату влюбляется турок. Не взаимно. В наше время это совсем не проблема. В цивилизованном обществе недопустимы насилие и уж тем более принуждение кого-либо к браку без обоюдного согласия. Но в маленькой болгарской деревне три с лишним века назад все обстоит иначе.

Злату крадут и насильно пытаются заставить сначала принять ислам, а затем и выйти замуж за этого самого турка. И это совсем не мирные переговоры в цивилизованной Европе. В ход идут угрозы и обещания страшных мучений, шантаж.

Целых шесть месяцев Злату держат в плену, постоянно уговаривая отречься от веры и связать свою жизнь с турком. Убеждать ее приходят даже родные, которые переживают за жизнь дочери – в случае ее несогласия иноверцы прочат ей страшную смерть.

Девушка твердо отказывается от всех предложений, не веря словам турок, не поддаваясь на слезы отца и матери.

Целомудренная девушка говорит, что только Христа признает своим Женихом и только Ему она  хранит верность. Тогда иноверцы начинают издеваться над ней, прибегая к самым жестоким пыткам. Ее избивают палками, вырезают из ее кожи ремни, прижигают лицо…

Три месяца Злата непоколебимо проводит в мучениях, помышляя лишь о том, чтобы скорее увидеть Господа. После всех истязаний, видя непреклонность девушки, турки вешают ее на груше, и, состязаясь друг с другом, рубят ее тело саблями.

Убитая Злата была тайно погребена своими односельчанами.

Спустя несколько лет после смерти мученицы в Скопье вспыхнуло антитурецкое восстание сербов. Неожиданно перед воинами-христианами явилась дева, которая укрепила их перед боем. Она помогла одержать победу над турками. В этой деве сербы узнали Злату Могленскую, которая после этого чудесного явления была причислена к лику святых.

В память о чуде в Скопье было установлено отдельно празднование в память великомученицы Златы. Сегодня, вспоминая об этой смелой и твердой девушке, мы можем помолиться ей о даровании нам твердости духа и ревности о нашей вере.


О мученическом подвиге этой храброй христианки мы знаем благодаря протоигумену афонского монастыря Ставроникита Тимофею, который стал свидетелем пыток и расправы над девушкой. В это время он находился недалеко от того места, где держали Злату в неволе. Через родных она передала ему просьбу помолиться Господу о спасении ее души и о скорейшем окончании ее мучений.

Сегодня святая мученица Злата особо почитается в Македонии и Болгарии. На иконах ее изображают молодой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде.

В текстах молитв подчеркивается ее сила веры и непорочность:

«Радуйся, Христова избраннице венчанная;

Pадуйся, Болгарии печальнице всехвальная.

Радуйся, Божественныя Веры славословие;

Pадуйся, смирившая агарян пустословие.

Радуйся, смутившая поганцев, боголюбице;

Pадуйся, любезная другине Богородицы.

Радуйся, пресладостное мучеников пение;

Pадуйся, от ереси надежное хранение.

Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато».

 

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

99 − 92 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ