Несогласные с грехом: оппозиция по-христиански
В это неспокойное время мы пристально следим за новостями, вслушиваемся в голоса властей предержащих и протестующих. Мы надеемся узнать некую правду о мире, но забываем, что Истина уже давно явлена. Христос Воскрес, но радость этого величайшего события для нас все чаще затмевается тревожными мирскими вестями.
В этом тексте мы не преследуем цель задеть чьи-либо политические взгляды. Мы вообще не хотим говорить о политике. Наша задача – отвлечь вас от мира светских политических игр и напомнить о той Правде и Власти, которую явил миру Господь, когда Воскрес.
Немного теории
Мы сейчас живем в мире, где все определяет политика. Пожалуй, сегодня нет ни одного дома и квартиры, где бы не обсуждали действия властей – будь то главы государств или руководители маленьких поселений. Так или иначе, всегда есть те, кто власть поддерживает, и те, кто ею недоволен. Это недовольство в итоге приводит к появлению оппозиции (от лат. oppositio – «противопоставление, возражение») – групп людей и взглядов, противостоящих власти и/или господствующей идеологии.
Мы привыкли, что оппозиционерами называют тех, кто протестует на площадях и идет наперекор правительству, ратует за некие свободы, которые, впрочем, трактуются очень двусмысленно. Но такое понимание этого явления очень поверхностно. Представьте: настанет день выборов, и протестующие вдруг встанут у руля. А что же бывшие руководители? Они вполне могут выйти на митинги. Получается, какая-то ненастоящая оппозиция… Суета сует.
Настоящий протест надо искать совсем не в материальном мире. И здесь мы уже выходим на религиозную тематику. Потому что православное христианство – самая оппозиционная вера на грешной земле.
Святые – в оппозиции
Язычество в древней Римской империи достаточно хорошо удовлетворяло религиозные потребности населения от берегов Евфрата и до Иберии. При этом римляне были удивительно веротерпимы. Они спокойно стаскивали в свой пантеон божков и демонов со всех краев Ойкумены. И христианского неприятия данной ситуации просто не осознавали. Христианская оппозиция была жесткой, а ответ ей – жестоким. Мученичество во имя Господне стало верхом протестного движения всего человеческого рода. Люди шли безропотно на гибель тысячами, отчаянно сопротивляясь не пыткам, а греху и язычеству. За этим противостоянием стояла вера в самую высшую Власть – Божественную, Власть Творца всего и вся, Создателя человека.
После победы христианства над язычеством, казалось бы, само понятие оппозиции должно было исчезнуть. В 313 году император Константин принимает Миланский эдикт о свободе христианской веры. Теперь, кажется, общины верующих, более или менее спокойно могут жить и молиться в городах и провинциях, подчиненных Риму. Но неожиданно начинает стремительно развиваться новое оппозиционное движение внутри тех самых общин.
Появляется монашество, которое противостоит привычному укладу христиан. Его основателями считаются преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий и ПахомийВеликий. И если первые два святых отца заложили основы христианского отшельничества, то третий создал уклад общежительного монастыря.
Монахи бежали из городов, уходили в пустыни, жестоко смиряли свою плоть и давали тяжелейшие обеты – все для того, чтобы беспрестанно молиться и вести духовную борьбу с древнейшим злом, совратившим прародителей Адама и Еву. Они почитали себя (абсолютно справедливо!) авангардом христианского духовного воинства. Недаром исследователи считают, что древние монастырские уставы были отчасти основаны на этике воинского дела. Но все-таки монашеская оппозиция миру – оппозиция не светской власти, а «силам злобы поднебесной».
Радикалы
Самые радикальные оппозиционеры в сонме святых – это, конечно, юродивые. Господь посылал их миру, когда у христиан наступали времена умиротворенности и слепой уверенности в своем благочестии. Достаточно вспомнить все хулиганские (чего уж тут скрывать), буквально на грани богохульства, поступки таких юродивых, как Василий Блаженный, Прокопий Устюжский и Ксения Петербуржская. А ведь их всегда особенно почитали в России. Юродивые часто казались безумцами современникам – так страстно они противостояли обмирщению христианства. Но за мнимым сумасшествием скрывался осознанный призыв кдуховным переменам.
Святитель Афанасий Великий раскрывает великую тайну юродства: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».
Они юродствовали ради Христа, выполняя волю Предвечного Творца. За их вызывающими поступками, которые, на первый взгляд, опровергали традиции Православия, скрывалась великая ревность о христианстве.
Самый главный протест
Нет выше власти, чем Власть Бога. Это знание произрастает из рая и допотопных времен и всегда было известно верующему человеку. Пророки и праведный Иов не дают нам усомниться в этом. Но вот почти две тысячи лет назад Господа Иисуса Христа распяли. Это сделали люди, которые вовсе не считали себя безбожниками. Как же нам, верующим, это воспринимать?
После Вавилонского плена в иудаизме произошла настоящая революция. Возникли течения, которые устремились к вере в то, что Бог даст избранному Им народу всеобщую власть на земле. Мессию ждали как Полководца и Победителя. Его буквально ждали с золотым венцом, в сияющих доспехах и с великой несокрушимой армией. И вот пришел Христос. В простом хитоне, окруженный толпой немощных и страждущих. Он оказался в оппозиции ко всеобщему мнению. И разъяренные иудеи сами надели на него венец терновый. И это была чудовищная ошибка, преступление из преступлений, грех из грехов.
Христос не был революционером, а от Мессии ждали бунта на земле и настоящей революции. И Он стал оппозицией – только оппозицией греху. И христианство унаследовало от Него данный наказ.
В Евангелии мы читаем: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35–40).
Любовь к Богу и своему ближнему и есть признание истинной Власти и подлинный протест человеческой ограниченности. Пасха Христова – оппозиционный акт в отношении властей и надежд чисто земных. Иудеи празднуют свою Пасху в память того, что великий пророк Моисей вывел евреев из рабства в Египте. Христиане славят Пасху Христову в честь выведения рода людского из плена гибели и ада.
Пасхальная икона «Сошествие во ад» показывает нам, как во тьму спускается Восставший Христос, как развеваются Его одежды подобно победным хоругвям. Створки дверей ада сломаны и лежат крестом под Его ногами. Праведники протягивают к Нему руки, зная, что Он уведет их к Жизни Вечной. И на всю Вселенную раздается клич: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). «Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».
Александр Гончаров, Юлия Зиновьева