Неодолимая святость

25 января – память святителя Саввы I, архиепископа Сербского (1237)

На белом свете есть одна страна, где в ходу поговорка: «На небе – Бог, а на земле – Россия!». В 1987 году после мощного землетрясения здесь же, в исторической области Рашка (по лат. Rassa, Rassia), начали реставрацию Вознесенского собора в монастыре Жича и на стене обнаружили под слоем синей краски икону русского царя-страстотерпца Николая Александровича.
В самой России имя святого царя до сих пор вызывает приступы ненависти у ревнителей безбожия, но в этом государстве, даже при господстве атеистического режима Иосипа Броз Тито, преследовавшего христиан и русофилов, это имя сохранялось с теплым трепетом в груди.
Русскому человеку несложно узнать эту страну. Великий православный святой XX века святитель Николай (Велимирович) Жичский написал: «Русские издавна называли свою землю «Святой Русью». И это название принято в мире и оправдано. Но можно спросить: «А почему же не Святая Сербия?»
Ни одна земля сама по себе не бывает свята. Напротив, вся она проклята из-за греха Адама. Священное Писание говорит о том, как Бог, изгоняя грешного Адама из рая, сказал ему: «Проклята земля из-за тебя» (Быт. 3,17). Но в то же время вся земля освящена Пречистой Кровью Христовой, пролитой на Голгофе. Однако это только в том случае, если народ, живущий на этой земле, следует за Христом и проливает за Него кровь, освящающую землю…
И нужно помнить и детей своих учить тому, что нет ничего сильнее святыни. Святую землю не может одолеть ни безбожие, ни ложь, ни насилие, ни грубость завоевателей, никакая другая привременная и несвятая сила. Святую землю хранит Сам Бог Своей мощью и Своим благословением. Ее невозможно одолеть. И чем больше мученичества, тем более она крепка. И пусть радуется всякий серб, а теперь более, чем когда-либо, что его отчизна – святая земля. Святая Сербия! И пусть знает и помнит, чтобы не осквернить эту святыню, чтобы прибавить к ней, а не отнять от нее».
Жичский монастырь, первый духовный центр независимой Сербской Православной Церкви, был построен благодаря трудам самого чтимого святого в Сербии – святителя Саввы Сербского, и попечению его брата – правителя державы и тоже святого – преподобного Стефана Первовенчанного (в монашестве – Симона).
Рашка, или Сербия в конце XII – начале XIII вв., несмотря на тяжелейшую обстановку и в государстве, и на рубежах его, испытала невиданный взлет в истории. И этот взлет православные сербы связывают с деятельностью святителя Саввы и династии Неманей, из которой он вышел. Отец первого сербского архиепископа – жупан (великий князь) Рашки Стефан Неманя больше известен Православному миру как преподобный Симеон Мироточивый, Хиландарский, чудотворец. Мать святителя Саввы также причислена к лику святых СПЦ как преподобная Анастасия Сербская (до принятия пострига – Анна).
Что же тогда происходило на Балканах? Римо-католическая церковь усилила наступление на славянские страны, склоняя их правителей к отходу от Православия и откровенной воинской силой, и уговорами о даровании королевских корон. Усилившееся государство венгров старалось расширить свою территорию. Постоянно шли столкновения между Рашкой и Византийской империей из-за территориальных споров. Одновременно распространялась (особенно в Болгарии и Сербии) страшная ересь «богомилов», схожая с ересью «альбигойцев» (юг Франции), учивших, что материальный мир не творение Бога, но дьявола. А раз так, то не имеют значения ни семья, ни жизнь, ни труд людской, ибо они способствуют распространению «зла». «Богомилы» (идеологически родственные и с гностической ересью «павликиан») приветствовали и убийство, и самоубийство ради ухода из «дьявольского» мира. Они не чурались поджогов храмов и монастырей. Причем на сторону «богомилов» часто переходили знатные люди, хорошо обученные воинскому искусству и командовавшие отрядами, разорявшими крестьян, не могущих самостоятельно дать отпор насильникам и душегубам.
В таких условиях особенно явственно люди ощущают помощь Божию. В эпохи мирные и спокойные легко приписать успехи своей удачливости или умелости, но если надвигается жестокое время, когда выхода не видно, остается надеяться на Творца. И Он не забывает молящихся ему. Господь дарует святых, которые или явно для всех, или скрытно вершат исторические судьбы народов и наций.
Будущего великого святого в детстве звали Растко (Ростислав). Он был третьим сыном жупана Стефана. У Растко имелись два старших брата и две сестры. Точная дата рождения его неизвестна, предположительно это 1169 год. По преданию, мальчик родился в горах современной нам Черногории. Как знать, не являлось ли это предзнаменованием неизбывной тяги ко Святому Афону…
Родитель его был вполне успешным правителем, расширившим пределы сербских земель, боровшимся против еретиков, манихеев и язычников и твердо исповедующим православие (хотя ему и приходилось воевать с православной Византией). Третьего сына правитель думал привлечь к управлению и женить по достижении совершеннолетия. Но отрок в этом не оправдал ожидания отца. Хорошо образованный по меркам своего времени, Ростислав мечтал о монашеской жизни. Но никак не решался оставить семью, боясь огорчить родителей. Все определил приход русских иноков, подвизавшихся на Святом Афоне. Увлеченный их рассказами, сказавши отцу, что отправляется на охоту, юноша уехал на Афон, где и поселился в русском Пантелеимоновом монастыре, а затем принял монашеский постриг с именем Саввы в монастыре Ватопед.
Святой Савва босой обошел все святыни Афона и вернулся в Ватопед. Там он молился Богу, исполнял послушания и вел переписку с родителями. Через некоторое время он послал письмо своему отцу: «Молю тебя, в земном царстве движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе довершить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Приими мой добрый совет и, оставив земное царство и богатство, иди путем смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога».
Великий жупан Стефан послушал своего младшего сына и в 1195 году отрекся от власти в пользу среднего сына – Стефана, а сам ушел в монастырь Студеница (им же и основанный). Примерно через два года монах Симеон (Стефан) приехал в Ватопед.
На Афоне святые Савва и Симеон основали сербский монастырь Хиландар. В 1199 году преподобный Симеон ушел ко Господу. Монастырем начал руководить святой Савва. Он написал устав для Хиландара и житие своего отца.
У гроба преподобного Симеона стали происходить многочисленные чудеса. Когда его вскрыли, он оказался переполненным целебным миром…
Между тем в Сербии развернулась феодальная война между братьями святого Саввы, а Константинополь, центр православной Византийской империи, захватили в 1204 году крестоносцы, основав свою Латинскую империю. Но православие не было сломлено. В Малой Азии образовалась Никейская империя, и в г. Никее установился патриарший престол.
Ради утешения сербского народа и прекращения войны архимандрит Савва организовал перенос мощей преподобного Симеона Мироточивого из Хиландара в Сербию. Мощи своего святого отца встречали правители Стефан и Вукан вместе. Так через святость побеждается междоусобица.
Святой Савва положил мощи преподобного Симеона в Студенице, а сам хотел уйти опять на Афон, но по просьбам сербов остался.
Благодаря деятельности святого Саввы были основаны многие храмы и жемчужина Сербии – Жичский монастырь. Но в 1217 году жупан Стефан решился принять королевскую корону от римского папы Гонория III. Тогда святой Савва покинул Сербию и отправился на Афон. Уход святого заставил брата одуматься, и он отказался от подчинения римскому папе.
Архимандрит Савва стал рассуждать, как остановить распространение католического соблазна в Сербии. Попечением святого Саввы в 1219 году возникла автокефальная Сербская Православная Церковь. А в городе Никее первым архиепископом ее был поставлен святой Савва, хотя он и отказывался от этого.
Святитель Савва способствовал просвещению Сербии. Им был организован массовый перевод книг с греческого и латинского языков. Сам он перевел на церковнославянский язык Кормчую книгу, которая распространилась по землям православных славян, и ее списки известны на Руси со второй половины XIII века.
Святитель Савва основал в Сербии восемь новых епархий, где епископами стали его ученики из Хиландара и Студеницы. В 1221 году святитель венчал на царство своего брата Стефана, которого с тех пор сербы прозвали Первовенчанным.
Возвращаясь из паломнической поездки, святитель занемог и отошел ко Господу в столице православной Болгарии Велико-Тырново. Его мощи были перенесены из Тырново в Сербию и положены в монастыре Милешево. Канонизация великого святого свершилась уже в 1237 г.
Нельзя не сказать о том, что именно со святителем Саввой Сербским связано широкое почитание иконы Божией Матери «Млекопитальница» в Православном мире. Он привез эту чудотворную икону из Иерусалима на Святой Афон. И уже с Афона копии иконы стали расходиться и по Сербии, и по России, и по другим православным государствам.
В XIV столетии на Сербию надвинулась ночь – страна попала под власть Турецкой (Османской) империи. Но сербы постоянно боролись с иноземным и иноверческим владычеством. В 1594 году турки, чтобы сломить дух сопротивления Сербии, сожгли мощи святителя Саввы на Врачаровой горе (современный Белград).
Захватчики просчитались. Святитель был всегда любим сербским народом. Его почитание не прекращалось ни под турецким игом, ни после возвращения независимости. А ныне на месте сожжения мощей воздвигнут собор во имя святителя Саввы Сербского, прообразом которого послужил Софийский храм в Константинополе. В строительстве собора принимала участие и Россия.
Святость создает нации. Святость неодолима ни временем, ни пространством. Светлый образ святителя Саввы Сербского свидетельствует об этом.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 5

АРХИВ ГАЗЕТЫ