Необычная икона
23 февраля – празднование в честь Огневидной иконы Божией Матери
Петр Петрович Антипов после окончания военного училища всю жизнь прослужил на Тихоокеанском флоте. Его друзья и однокашники плавали на Балтике и Черном море, а некоторые добрались и до моря Каспийского.
Антипов же начал на Тихом океане и закончил тоже там. Выйдя в отставку капитаном второго ранга, Петр Петрович посчитал, что морские просторы ему уже преизрядно надоели, и решил из Владивостока перебраться куда-нибудь в Центральную Россию. В N-ской области, в 180 км от Москвы он нашел приличный дом в селе с участком в 60 соток, купил и перебрался вместе с женой и семейством младшей дочери. Дочка с зятем, впрочем, жить в деревенских условиях не захотели и перебрались в столицу. Однако для автомобиля 180 км – не столь дальнее расстояние, так что почти во все выходные и праздничные дни у Антипова в доме всегда было шумно и весело. Старшая дочь с тремя детьми переехала с Дальнего Востока в Тулу и стала достаточно часто навещать родителей. Именно старшая дочь и подарила Петру Петровичу икону Пресвятой Богородицы, которая напрочь отличалась от всех тех, какие бывшему военному моряку довелось видеть.
Образ Богородицы был написан весьма необычно, да в таких ярких красках, что и поверить в это было нельзя. Иконописец изобразил Пресвятую Деву в ало-красных одеждах, и даже лицо Ее несло отблески пламени. Тот, кто много ходил по океану, особенно Тихому, совсем уж не соответствующему своему названию, ибо штормами и шквалами он уж совсем не обделен, вольно или невольно верит в Бога. Так что атеистом Петр Петрович не являлся, хотя и в храм мог зайти разве что по праздникам. Икона его поразила до такой степени, что Антипову захотелось о ней узнать больше. Интернетом Петр Петрович не пользовался, а дочь сама ничего разумного сказать не могла: «Купила в церковной лавке, даже названия не спросила». Попеняв дочке на ее нелюбопытство, отложив все заботы, бережно завернув икону в чистую белую тряпицу, Антипов отправился в поход через три улицы. Там в одном из домов проживал еще один отставник – майор-ракетчик Денис Васильевич Глухов. Петр Петрович отлично знал, что Глухов регулярно ездит на службы в храм, расположенный в соседнем селе. Да и к тому же, играя в шахматишки с Денисом Васильевичем зимними вечерами (чего еще в студеную пору двум пенсионерам делать), от него Антипов наслушался рассказов о Православии и христианском искусстве.
Глухова Петр Петрович застал дома. Денис Васильевич обрадовался приятелю. А когда Антипов показал икону, то он, взяв ее в руки, немедленно приложился к ней и буквально выдохнул:
– Повезло тебе, Петя! Не забывает тебя Бог.
– Как так?
– Вот икону послал.
– Ну, так дочь купила. Да я-то и не верующий особо. В церковь редко забредаю. В душе скорее верю.
– Ах, друг мой, Петро, ты в душе кашу есть не пробовал? Или кораблем командовать в душе? В храм идти надо. Вот тебя Господь и учит уму-разуму.
– Может, и так. Ты вот что про икону эту знаешь? Какая-то она странная.
Глухов отдал икону, быстренько подошел к книжной полочке и достал две книжечки.
– Вот смотри. Это фото икон православных. Тебе достался список с иконы Божией Матери «Огневидная». Чтится преимущественно она у нас, в России. В других православных странах встречается нечасто, а у католиков подобного «Огневидной» образа вообще не найдешь.
– Получается, что икона-то чисто русская.
– Нет. Здесь написано, что образ обладает признаками византийского письма, и считается, что прообразом ее послужила Халкопратийская икона Пресвятой Богородицы, именуемая еще Агиосоритисса. Еще ее называют «Заступница и Просительница». Но здесь есть загадка. По сведениям из Месяцеслова, изданного в XIX веке в Свято-Успенской Почаевской Лавре, известно, что годом явления Огневидной иконы Божией Матери на Руси надо полагать 845-й. Однако сама Халкопратийская икона Богородицы, по мнению ученых, была написана примерно в это же время. И получается, что Огневидная икона пришла в наши земли еще до Крещения Руси с равноапостольным князем Владимиром. А иконы все-таки серьезно отличаются.
– Интересное дело!
– На протяжении почти тысячи лет эта икона не встречается в летописях и иных исторических документах. Хотя это и понятно. Многое не уцелело с тех пор. Сотни и сотни книг сгорели в пламени войн и смут. Но вот после Отечественной войны 1812 года как будто вспыхивает почитание Огневидной иконы Пресвятой Девы.
Сама символика иконы находит подтверждение в молитвах, благодарственном каноне и акафисте Божией Матери. Богородицу называют «огненным столпом, наставляющим находящихся во тьме», «огневидной колесницей Слова», «подсвечником огня Божественного», «престолом херувимского огня».
Кстати, считается, что красные одежды Девы символизируют кровь Господа нашего Иисуса Христа, за человеческий род пролитую…
Ночью Антипову приснился странный сон. Его корабль попал в ужасный шторм. Волны яростно бились о борт. Судно трясло и мотало из стороны в сторону. На капитанском мостике Петр Петрович увидел себя, судорожно вглядывающегося вперед. Суши нигде не было. Маяк тоже не сверкал огнями.
И вдруг над бушующими волнами, над лютующим штормом встала Огневидная икона, источая пронзительный свет. Капитан приказал срочно держать курс по иконе. За ней и устремился корабль с измученной и впавшей в уныние командой. И через полчаса показался долгожданный берег. А над ним в огненном столпе стояла чудесная икона…
Через два дня Петр Петрович Антипов повез икону в Свято-Никольский храм соседнего села. Себе он не дерзнул оставить этот образ: «Икона должна быть в храме и только в храме. Храм дышит огнем молитвы и жизнью настоящей. Любая икона – это окно в мир святости, мир живой, дышащий надеждой и зовущий нас к Предвечному Богу».
Александр Гончаров