«Не собирайте себе сокровищ на земле…». О женщине, которая оставила все свои богатства ради Бога

Нередко при чтении житий святых кажется, что все они – настолько «не от мира сего», что не стоит и пытаться подражать их подвигам. Может быть, причиной тому – обстоятельства жизни или воспитание родителей? Но вот удивительный пример святой угодницы Божией, которая, будучи одной из самых богатых особ империи, предпочла всему миру истинный бисер – Христа. Святая Мелания Римляныня, дочь римского сенатора Валерия Публиколы, принадлежала к двум патрицианским фамилиям – древнейшему роду Валериев и по матери – к роду Цеониев. Ее отец владел землями в Риме, на Сицилии, в Испании, Галлии, Аквитании, Бретани и в Северной Африке.

Юную Меланию ко Христу привела бабушка. Уже от этой фразы становится как-то тепло и понятно: многие из нас в детстве впервые услышали о Боге именно от бабушек – наших родных молитвенниц.

А у юной патрицианки была особая бабушка – мать сенатора Валерия, носила то же имя, что и девочка. В святцах она именуется Мелания Старшая, поскольку она также прославлена в лике преподобных.

Итак, в семье Валерия Публиколы, богатейшего римского чиновника, растет юная христианка, «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью». Отец видит в ней продолжательницу рода и в 14 лет против воли выдает замуж за знатного юношу Апиниана. Вынужденная подчиниться отцу, девушка просит своего супруга жить в чистоте, без телесных отношений. Апиниан, также воспитанныйв христианской вере, отвечает супруге, что нужно родить двоих детей, чтобы продолжить род. А уже после этого он готов нести подвиг, живя с супругой как брат с сестрой.

Вначале Бог посылает им дочь, и Мелания сразу после рождения ребенка дает за нее обет девства. Она начинает вести монашескую жизнь – отказывается носить дорогие одежды, украшения и мыться в бане, тайно носит власяницу – особую жесткую одежду, которую надевали подвижники для умерщвления плоти. Она просит мужа больше не вступать в брачное сношение и, когда он не соглашается, собирается сбежать. Но, как повествует нам житие, ее удерживают советы благоразумных людей, которые напоминают ей слова апостола Павла, повелевающего «жене от мужа не разлучаться». Вскоре супруги вновь зачинают ребенка, которого Мелания рожает в тяжких муках. Ребенок умирает при родах, а она заболевает и находится при смерти. Подвижница просит мужа наконец дать обет жизни без брачных отношений. Апиниан, питая искреннюю любовь к супруге, дает согласие.

Поневоле на ум приходят слова Христа: «…есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Совершенно невозможно и неполезно примерять на себя подобные идеалы «в готовом виде», особенно когда вторая половина в браке не готова к таким подвигам. По словам апостола Павла, «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве…» (1 Кор. 7:4). Но пусть благочестивого читателя не удивляет такое рвение, которое мы видим в житии святой подвижницы. Древо познается по плодам, а жизнь святой Мелании была удивительна, полна прекрасных подвигов и чудес.

Приняв решение вести безбрачную жизнь, святые супруги решаются и на другой подвиг – нестяжательства. Они продают все свои имения в Италии и намереваются перебраться в Северную Африку, чтобы помогать бедным. Родственники воспринимают это решение очень плохо, а брат Апиниана – Север – даже подает на них иски в трибуналы и пытается отобрать часть имущества. Мелания, как повествует нам житие, просит о защите царицу Верину, супругу императора Гонория, и получает разрешение продать имения – города и селения в Италии, Сицилии, Испании, Галлии и Бретани. Продажа эта была настолько огромной, что дестабилизировала экономику Западной Римской ммперии. Вскоре, когда земли, проданные Меланией, займут войска короля вестготов Алариха I, римский сенат казнит Серену, тещу Гонория, за помощь в продаже земель, назвав ее «предательницей Рима».

Решение о продаже имущества супруги принимают в совсем молодом возрасте: Апиниану было на тот момент 24 года, а Мелании – 20. Они отправляются в Северную Африку, поселяются в своем селении в Тагасте (Нумидия), где заводят дружбу с блаженным Августином. Подвижники помогают нуждающимся, жертвуют на церкви и монастыри, ведя при этом строгую постническую жизнь. В Тагасте святая Мелания основала два монастыря.

После семи лет жизни в Африке Мелания переезжает в Иерусалим, по пути познакомившись со святителем Кириллом Александрийским. В Палестине супруги продолжают заниматься благотворительностью, продав свои имения в Испании. Святая основывает большой монастырь возле Елеонской горы, в котором пребывает в затворе, а ее супруг и сподвижник отходит ко Господу. В это время она знакомится с Иеронимом Стридонским – создателем Вульгаты – канонического латинского текста Библии.

Перед смертью Мелания отправляется в Вифлеем, где принимает участие в Рождественской службе. После празднества она возвращается в обитель, дает последнее наставление сестрам и спокойно умирает, произнеся перед смертью слова: «Как угодно было Господу, так и сделалось» (Иов. 1:21).

А теперь перенесемся в наши дни и задумаемся. Удивительно, насколько сегодня многие из нас привязаны к таким мелким вещам – к бытовому комфорту, стильной одежде, украшениям или гаджетам. Даже церковных людей не минуют сети, но не подлинных и радостных привязанностей к людям, а к бездушным предметам. И вот мы видим пример святой, в «активах» которой были не просто деньги и земли, а целые города и области в разных странах. И она с легкостью расстается с этим, потому что, познав любовь Божию, становится безразличной ко всему земному. Из этого безразличия произрастает много плодов: имущество, призванное служить богатейшей семье патрициев, спасло многие жизни, накормило голодных и помогло нуждающимся.

Стоит задуматься и нам: ведь роскошь в жизни одного человека – это нужда, а иногда и смерть другого. Житие Мелании напоминает нам о том, что мы живем, по сути, в «людоедской» системе ценностей. Не у каждого есть возможность жить роскошно, но очень многие завидуют богатым, и получи они такую возможность, непременно воспользовались бы ею. Однако, прежде чем алкать богатства, задумайтесь на минуту: может, сумочка от итальянского дизайнера, о которой вы мечтаете, или люксовое авто – это цена операции, которую не сделали умирающему ребенку, и знание этого что-то изменит у вас внутри? Не станет ли больно и противно от самого себя? Именно так переживали владение богатством эти святые, которых любовь Христова побуждала любить окружающих, сострадать страждущим и помогать бедным.

 

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

47 − = 45

АРХИВ ГАЗЕТЫ