«Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься»

14 марта 2013 в стенах МАОУ СОШ N 24 прошел региональный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». В конференции приняли участие 260 обучающихся 1-8 классов из 19 районов области. Свои исследовательские работы ребята защищали, участвуя в работе секций по областям знаний: физика, биология, краеведение, география, информационные технологии, математика, история, религия, философия, культурное наследие, лингвистика, литературоведение, медицина и здоровый образ жизни, психология, экология.
В секции «История, религия, философия» призером конкурса с проектом «Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе» стала ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24 Мария Игнатова (научный руководитель – О.В. Лащев). Маша – прихожанка Александро-Невского собора.
Лучшие работы юных исследователей, в том числе и Марии Игнатовой, будут представлены на очном туре Всероссийского конкурса, который пройдет в Москве 24-26 апреля.
Приводим работу Маши в сокращенном виде.

Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе

Русские пословицы – это меткие выражения, созданные русским народом и представляющие собой непреходящие истины, в короткой форме выражающие мудрые мысли.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.
При написании данного исследования были использованы: сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», который был впервые издан в 1862 году; святое Евангелие, содержащееся в Священном Писании Нового Завета, труды святых отцов Церкви – праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Макария Египетского, блаженного Феофилакта Болгарского.

1.Причины греховности человека
Грех в православном понимании – это прежде всего болезнь человеческой природы, ее повреждение. Русский народ емко отразил сущность греха: «Всякая неправда – грех». Поэтому спасение от греха в православном учении понимается как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека.
В Евангельском учении показывается, что причинами греховности человека являются:
а) первородный наследственный грех, то есть грехопадение Адама и Евы, отчего заражено человеческое сердце потомков прародителей. Из испорченного сердца и исходят злые помыслы – убийства, кражи, лжесвидетельства, измены, оскорбления и т.д. (Мф.15,19).
Русскими пословицами, указывающими на то, что человек грешен в результате грехопадения первых людей, являются следующие:
«Адам плотию наделен, Ева – грехом» (то есть после греха Евы все человечество зараженo грехом), «Адам грех сотворил – рай затворил», «Адам согрешил, а мы воздыхаем», «Рожденные по плоти причастны ко греху».
б) другой причиной являются соблазны мира, которым не может противиться греховный человек – «горе миру от соблазнов …, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7; Мк. 9,42).
Эту истину подтверждают и пословицы о соблазнах мира:
«Грехи любезны, доводят до бездны» (то есть до ада); «Грех сладок, человек падок» (человеку грех кажется привлекательным); «Прельщает нас мир житейскими сластями».
в) наконец, третьей причиной являются злые духи – дьявол и бесы. Эти бесплотные существа по собственной воле отделились от Бога и сделались злыми. Они враждебны Богу и добру и постоянно вредят человеку, внушают ему плохие мысли, стараясь склонить его ко злу (Мф. 13,28; 39). Для русского народа нечистая сила («дьявол», «бес», «сатана», «черт») не являлась чем-то отвлеченным, а представляла собой активных личностей, оказывающих отрицательное воздействие на человека: «Бес не пьет и не ест, а пакости деет», «Господь умудряет слепца, а дьявол искушает чернеца» (то есть монаха), «Сатана и святых искушает», «Ангел помогает, а бес подстрекает», «Поп свое, а черт свое», «Бог дает путь, а дьявол крюк».

2. От греха человека может избавить только Сын Божий – Иисус Христос
Грехов, которыми опутан человек, великое множество. Как справедливо отмечает священник Григорий Дьяченко, «..между нашими болезнями и грехом существует такая тесная связь, как между следствием и причиной».
Пословицы о связи греха и болезни: «Грешное тело и душу съело», «Где пиры да чаи, там и немочи», «Кого хочет наказать Бог, того лишает ума».
Своими силами человеку невозможно освободиться от власти греха, и важнейшим в евангельской проповеди Спасителя явилось то, что от власти греха может освободить только Бог, посредством Сына – Иисуса Христа, который назван в Евангелии «Агнцем, берущим на себя грех мира» (Ин. 1,29).
Русские люди прекрасно понимали свое греховное состояние, не гордились мнимой праведностью, о чем и говорят пословицы: «Один Бог безгрешен» [1, с.171], «Всяк человек ложь – и мы тож» [1, с.163], «Нет такого человека, чтобы век без греха прожил» [1, с.171], «Ни отец до детей, как Бог до людей» [1, 24], «Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься» [1, с.25].

3. Условия прощения грехов
Верующие во Иисуса Христа должны молить Бога, чтобы Он простил им грехи и избавил от них. Но для прощения грехов необходимо прощать своим близким их согрешения и мириться с ними. Ясное указание об этом оставил Господь в молитве «Отче наш…», где говорится: «И прости нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим» (Лк. 11,4; Мф. 6,12). И далее Господь говорит еще более определенно: «А если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).
Русские пословицы об этом: «Коротка молитва «Отче наш», а спасает» [ 1.с129], «С грехом бранись, а с грешником мирись», «Тому тяжело, кто помнит зло» [1.с.172].
Второе условие для прощения греха – истинное, нелицемерное покаяние, по примеру того, какое принесли покаявшиеся Закхей, мытарь, блудный сын. Закхей половину своего имения отдал нищим и сказал: «если кого обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8), то есть Закхей принес покаяние делом, а не на словах. Покаяние – это исправление жизни, решимость расстаться с грехом.
Пословицы о покаянии: «Как от всякой болезни есть врачевание – каждому греху есть покаяние», «Повинную голову меч не сечет», «Не покаешься – весь измаешься» (то есть плохие мысли будут мучить, пока не покаешься), «Господи помилуй» не тяжело говорить и легко носить».
Третьим условием прощения грехов является вера в Господа Иисуса Христа, в испепеляющую все недуги Божественную силу, надежда на Его милосердие к грешникам, любовь к Богу.
Русские пословицы о вере, любви к Богу, надежде на Его милосердие: «Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит», «Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь», «С верой нигде не пропадешь», «Богат Бог милостью», «Силен враг, да милостив Бог», «Милостив Бог, а я, по Его милости, не убог», «Любящих и Бог любит», «Кто любит Бога – тот добра получит много», «Где любовь, там и Бог».

4. Средства для борьбы с грехом
Поскольку грех есть путь к смерти, то противоположный ему – путь к Вечной Жизни, то есть в Царствие Небесное. В Евангелии от Матфея говорится, что грешник в Царствии Небесном, говоря образно, связывается по рукам и ногам: «связав ему ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю…» (Мф. 22,13), так как он уже не сможет ни покаяться, ни сотворить добрых дел.
Отражают эту истину следующие пословицы: «Богатством в рай не взойдешь», «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа», «Что запасешь, то и с собой понесешь».
Своим последователям Христос завещает непрестанную борьбу с грехом, сосредоточения всех своих сил в подвиге духовной борьбы, говоря им: «Наблюдайте за собою» (Лк. 17,4), то есть, если придет зло, «нет необходимости вам погибнуть, если вооружитесь против греха» [4, т. 1 c.559].
Спаситель предлагает пост и молитву как главное оружие против греха, страстей, бесов, потому что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.8,21). Победе над грехом также способствует чтение Евангелия, посещение Богослужений, участие в таинствах исповеди и причащения, то есть исполнение того, что завещал нам Иисус Христос: «а кто слушает слова Мои, того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7,24).
Русские пословицы о посте, молитве, церковной службе, исповеди: «Одно спасенье – пост да молитва», «Богу молиться – вперед пригодится», «Не хлебом живы – молитвой», «Молись иконе да будь в покое», «Научились шить долгие хвосты, позабыли великие посты» (укор богатым людям, не соблюдающим постов), «Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь», «Дома спасайся, а в церковь ходи», «Хоть церковь и близко, да ходить склизко» (о людях, ищущих причины, чтобы не ходить в церковь), «Первый звон – пропадай мой сон; второй звон –земной поклон, третий звон – из дома вон!».

Заключение
В многообразии русских пословиц немало тех, которые связаны с православной культурой, в частности, с евангельским учением о грехе. Это учение прочно вошло в быт русского народа и интерпретировалось в пословицы. По словам автора сборника пословиц В.И. Даля, «словесная речь человека – это дар Божий… Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и …стоят нашего изучения и памяти».
Выбранные пословицы являются отражением православного учения о том, что грех возникает от падшей человеческой природы, соблазнов мира, чему немало способствует и враг рода человеческого. Грех является препятствием на пути христианина к Царствию Небесному. Вера в проповедь Иисуса Христа, что через примирение с ближними и покаяние человек получает отпущение грехов, должна быть непременным условием в деле спасения.

Мария Игнатова, ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

45 − 38 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ