Не храните дома «иконы» бесов
Мы приближаемся к празднику Рождества Христова. К сожалению, с христианским торжеством часто смешивают языческие суеверия и магические ритуалы – так называемые святочные гадания. В сценариях рождественских постановок для школ и детских садов можно встретить и домового, и лешего, и кикимор. Казалось бы — это сказочные герои, но насколько они безобидны?
О том, почему в российском обществе такой популярностью пользуются языческие обереги, китайская символика и различные оккультные учения, мы побеседовали с настоятелем старооскольского храма во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» иереем Виктором Тишиным.
– В «Молитвослове» в разделе «Молитвы на сон грядущим» есть исповедование повседневных грехов. Там перечислены разные грехи: осуждение, памятозлобие, пьянство и так далее, но греха колдовства нет. Почему он не упоминается?
– Грех колдовства и оккультного взаимодействия с нечистой силой и грех блуда были присущи язычникам от древних времен. В какой-то степени это являлось элементами их духовной жизни. Человек, вступавший на путь христианства, закономерно отрекался от идолопоклонства и, соответственно, от колдовства, бывшего одной из его форм. Ведь совмещение православной жизни с колдовством и оккультизмом совершенно невозможно. Если такое вдруг происходит, то тогда ты отлучен от Церкви. Если впадаешь в блуд, то отлучен от Церкви. Два этих греха автоматически ставят человека вне Церкви, потому что принадлежат к области идолопоклонничества. Раньше христиане хорошо осознавали их языческую сущность, в отличие от современного человека. И значит, вставлять в повседневное исповедание грехов слова о колдовстве не было необходимости.
– Колдовство, магия – эти слова люди слышат достаточно часто, но вот что такое «оккультизм» – понятно далеко не всем. В чем состоит его духовная опасность?
– Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) означает стремление к «скрытым тайнам», «скрытому знанию». Как в древнем, так и современном язычестве всегда существовало и существует разделение на знание тайное и обычное. Первое – для посвященных, прошедших специальные обряды. Причем доступ к данному «скрытому знанию» человек получал в зависимости от степени погружения, «просветления». Суть учения на последнем этапе посвящения вполне может противоречить тому, о чем говорилось на первых этапах. Таинственность знаний язычников и их религиозной жизни связана с тем, что дьявол как лжец сперва представляет себя под маской добра, но в конце концов раскрывает свой подлинный облик полностью.
Оккультизм присущ всем языческим религиозным системам. Магия и колдовство – это методы достижения целей через внешние действия. К сожалению, магизм присущ и многим православным людям, когда они считают, что Бог обязан откликнуться на их просьбы, если они правильно совершили обряд, поставили свечки, заказали службу, прочитали определенное число акафистов. Но при этом у них не происходит внутреннего движения навстречу к Богу и переосмысления своей жизни.
Оккультизм, магия, колдовство подкупают людей возможностью получения власти, богатства и сверхъестественных способностей, манипулирования другими людьми. Именно на приобретение земных благ, здесь и сейчас, направлена поверхностная презентабельная часть оккультизма. За последние десятилетия он широко проник в повседневную жизнь. Гороскопы распространяются через средства массовой информации. По телевидению показывают «Битву экстрасенсов». Демонстрируются фильмы с говорящими названиями: «Ведьма», «Гадалка». Людей приучают к оккультным практикам как к чему-то обыденному, чтобы они не воспринимались как опасность.
Люди, не утвержденные в православной традиции, не замечают подмены и легкомысленно меняют Бога Живого на идолов успеха, достигаемого за счет обращения к нечистой силе. И если человек устремляется к ложным идеалам, то он приносит в жертву все то хорошее, что имеет, и в результате принимает последствия избранной им дороги.
В Ветхом Завете сказано: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному…» (Ис. 42, 8). И еще: «Да не будет у тебя богов пред лицом Моим… Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исх. 20, 3-5).
– Мы живем в постсоветское время. В советскую атеистическую эпоху люди ничего не знали о гороскопах, объявления о снятии порчи и венца безбрачия просто невозможно было прочитать в газете. Получается, государство защищало своих граждан от увлечения оккультными практиками. Почему же сейчас они оказались беззащитными, их словно целенаправленно погружают в гремучую смесь эзотерики, астрологии и прочей мерзости? При этом в России строятся православные храмы и издается огромное количество православной литературы.
– В советское время господствовали атеизм и грубый материализм, существующим признавалось лишь то, что можно потрогать, увидеть и ощутить. Оккультизм практиковался только в закрытых сообществах, причем в высших эшелонах власти, спецслужбы под грифом «секретно» изучали «сверхспособности» людей.
После падения запретов на религию для православия открыли двери, но не потому, что оно – истинный путь к Богу. Его воспринимали как забытую часть культуры и истории. И вместе с православием разрешили практически все. В том числе и экстрасенсорику, и восточные культы с их неразличением добра и зла. Но открытый сатанизм никто не разрешал.
Атеистическое общество оказалось не готово критически оценить нахлынувшие «забугорные» учения, пошло повальное увлечение восточной мистикой, буддизмом, различными формами индуизма, оккультизмом, колдовством и магией. Появились экстрасенсы, связанные с восточными культами, и все поставили на коммерческую основу. Они говорили не о добре и зле, но лишь о неких энергиях, с помощью которых лечат людей.
В книжных магазинах огромное количество книг по магии. Ее делят на белую и черную. Но это лишь форма прикрытия. Все условно: если ты жертва и защищаешься – это белая магия, но если ты агрессор и нападаешь, то черная. Критерий отбора упрощен: то, что тебе нравится – добро, что вызывает отвращение – зло. Один человек считает добром одно, другой – нечто иное. И здесь налицо первый признак мягкого завуалированного перехода к сатанизму.
Сегодня запущен гораздо более сложный процесс – поднимается неоязычество.
Язычество – это этнически окрашенный демонизм, а его духовная практика – колдовство. Все это прикрывается пропагандой русскости данного явления. И навязывается мнение, что раз это все наше исконное русское, то мы должны изучать и погружаться в эти духовные дебри. Причем приводятся доводы с упором на патриотизм.
Все начинается, на первый взгляд, с безобидных вещей. Сейчас модно дарить игрушки и фигурки «домовых», или «домовичков». На самом деле это эстетически прилизанные и причесанные «иконы» бесов. Но все окрашивают в цвета традиционной русской сказки. Происходит явная маскировка. Человеку советуют, что домовому надо оставлять частички еды, задабривать и провозгласить его «хозяином» дома. Но это никогда не проходит бесследно для семьи и человека.
– У вас есть такие примеры?
– Меня пригласили освятить дом, расположенный возле леса. В доме постоянно слышался посторонний шум, как бы внутри стены. Хозяин дома вырезал из дерева фигуры Бабы-Яги, Змея Горыныча, Избушки-на-курьих-ножках и поставил их возле дома. Вроде декорации, антураж и только. Я попросил убрать их, так как изображения олицетворяют злых духов. Освятил дом. Супруги выкинули всех «домовичков», но «сказочных героев» у леса оставили. И через некоторое время хозяева ночью увидели, как к ним подъехали какие-то люди на автомобилях и стали производить возле фигур ритуальные действия. После этого шумы и стуки в доме возобновились. Только тогда хозяин убрал все изображения и снова позвал меня освящать дом. Когда человек сталкивается с явными проявлениями нечистой силы, то ему становится страшно. И вот этот страх и заставляет пересмотреть свои взгляды.
Подобные примеры может привести каждый батюшка. Люди, не задумываясь о последствиях, приносят в дом изображения восточных божков, разных ведьм, домовят (есть даже такой праздник «домовенка Кузи»), языческие маски и амулеты, а потом у них начинают происходить необъяснимые с их точки зрения вещи: стуки, самопроизвольное открывание дверей и окон, а что еще хуже – склоки и болезни родных. Но для священника причина таких явлений всегда ясна – люди сами впустили в свой дом нечистую силу.
– Приближаются новогодние празднования. По всем телеканалам постоянно вещают о Годе Мыши. И люди затариваются в магазинах вещами с изображением этого зверька. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Сама мышь – это просто игрушка, статуэтка или изображение. Но когда человек верит в магическое значение данного зверька и признает восточную языческую мистику, то происходит нечто другое. Человек не понимает, чем христианство отличается от индуизма, буддизма, язычества. И часто не замечает, что за безобидными на первый взгляд вещами скрывается сатана. Мышь, купленная как игрушка, игрушкой и остается. Но мышь, приобретенная из-за того, что так велит гороскоп – это идол и языческий символ. У нас есть заповеди Божьи, у них – гороскопы. У нас есть учение Церкви, у них –определенный духовный опыт, который выражается в символах, за которыми скрываются бесы. По их мнению, не человек – венец Творения – управляет миром, но мир управляет человеком. Господь сотворил человека и заповедовал ему возделывать мир. Бес же нашептывает людям, что они зависят от мира, звезд, Солнца, Луны. В древности все небесные тела были посвящены богам и демонам. И получается, что они направляют нашу жизнь, вмешиваются в нее, и от человека ничего и не зависит. Но ведь все наоборот, от человеческой добродетели крепнет мир, а от греха – разрушается.
Если православному христианину на праздник решили подарить фигурки или изображения языческого типа, то в этом присутствует духовная опасность. Можно заранее попросить не дарить ничего подобного. А если уж подарили, то без скандалов тихо выкинуть. Нельзя оставлять себе такие подарки. А тому, кто не решается сделать этого, посоветую вспомнить жития святых. Великомученица Варвара отказалась поклоняться идолам, великомученица Ирина сокрушила их, а святая мученица Христина выбросила языческие статуэтки в окно. Мы молимся им. И тогда наши поступки входят в противоречие с их мученическим подвигом.
Могу сказать, что сегодня духовная борьба обострена не меньше, чем в первые века христианства. Только тогда она была очевидна – вот крест, а вот идол – и выбирая крест, христиане понимали, что они выбирают мученическую смерть. Ныне же православные спешат в магазины, чтобы закупиться китайскими сувенирами – ведь все эти мышки, хрюшки, обезьянки такие милые. И это неудивительно. Мировоззрение людей сильно отформатировано. Художественные фильмы, книги в жанре фэнтези, компьютерные игры и обычные мультики сейчас буквально напитаны оккультизмом, колдовством и магией. Распространяются игрушки – трупики, зомбики, чертики – их покупают для себя и взрослые люди. Продажа подобной продукции – это не вопрос бизнеса. Перед нами сознательный процесс внедрения конкретных символов в дом человека, подрыв духовных устоев и нравственности. Складывается ситуация, когда человек, в принципе считающий себя православным, допускает взять для себя что-то и не из православия. Он одевает амулеты, интересуется, кто он по гороскопу, вешает на руку красную нить-оберег, посещает языческие храмы и трет там коленку какого-нибудь идола, чтобы исполнилось желание, бегает по экстрасенсам и знахарям. А потом преспокойно идет в церковь, чтобы поставить свечку Богу. И внутри никакого конфликта. Но на самом деле его духовное состояние меняется, он постепенно уходит в сатанизм, даже не замечая этого.
Беседовала Светлана Воронцова