Не бояться Бога
Разговор с ангелом-хранителем. Художник Инна Мяло
С Богом нужно общаться, чтобы познать Его. И Он познается не в молчании и не в страхе. При этом разговор с Ним имеет несколько аспектов. Давайте разберем их.
Мы все знаем слово «богобоязненный», его порой применяют к тому человеку, который отличается особым усердием в вере, прилежанием в деле Божием.
Чего боится богобоязненный?
Ответом на этот вопрос могут служить слова отца египетского монашества преподобного Антония Великого. Еще в IV веке он сказал: «Я не боюсь Бога, но люблю Его». Не страх наказания, но страх ранить Божию любовь ко мне, вот что страшит. Как и в отношениях с тем, кого любишь. Боишься ранить, бережно относишься. Ласково, любя.
Отношения Бога и человека так же могут строиться, как отношения такого диалога.
Богу можно и нужно говорить все, что есть на душе.
Если что-то непонятно и, кажется, что ответа в какой-то ситуации нет, можно спросить у Бога. Авраам, Иов, Моисей, апостолы – спрашивали. И получали ответы на свои вопросы.
С Богом хорошо. В святоотеческой литературе есть термин «благобытие». Такое бытие возможно в единстве с Богом.
Конечно, все мы люди грешные, недостойные – и часто именно такими словами мы описываем себя, когда каемся. Но принимая на свой счет эти характеристики, совершенно не обязательно воспринимать их как естественное состояние, как данность. Вспомните, к чему мы должны стремиться?
Есть такое словосочетание удивительное «грешен всем» или «грешен, как и все». Когда я слышу такие слова, то в моем понимании они звучат как некий показатель своего рода нормы. Да, грешен, но ведь и все грешны. Ну и я грешен, не лучше, но и не хуже других. Такой подход к проблеме (а грех – это проблема, а не данность) может отбить всякое желание трудиться над собой.
Пассивное признание того, что ты грешен, зачастую ни к чему не приводит.
Что такое грех? Это то, что мешает.
Христос неслучайно сравнивает грех с соринкой в глазу. Она мала, но она очень сильно мешает. Из-за нее твое зрение портится, в глазах – слезы и туман. Нужно срочно вытащить соринку. Иногда на помощь приходят слезы, и соринка сама уплывает. Этот евангельский образ очень яркий. И он дает понимание того, как нужно вести себя, когда мешает грех.
Неважно, есть ли такой же у других. Это слабое утешение.
Важно, что грех есть у меня, он во мне сидит и мне мешает жить. Мешает смотреть прямо на мир и на людей. Именно так действует любой грех. Но от него можно избавиться.
В каждом человеке есть внутренний ресурс и есть голос совести. Если этот голос слушать, не заглушать, не перебивать, то вполне можно найти силы к тому, чтобы себя изменить. В этом точно помогает Бог.
Как быть с тем, что мы грешные, недостойные? Каяться. Меняться. Не боясь идти вперед.
И давайте следовать совету митрополита Антония Сурожского: «Если вы хотите что-нибудь в области нашей христианской веры знать толком – возьмите Евангелие и читайте. Причем я настоятельно скажу: не отмечайте все места, которые вас обличают: Боже мой, никакой надежды нет – я такая, я сякой, я такой, я этакий! – а ищите те места, от которых загорается ваше сердце, светлеет ум, поднимается волна энергии в воле и в теле, и скажите: вот это, что сказал или сделал Христос, мне понятно, мы с Ним заодно, Он на меня похож, я на Него в этом похож; и это – крупица того, чем я должен быть перед Богом. Я могу грешить против всего остального, против этого я не могу согрешить, потому что это значит отрицать мое единство, уже существующее со Христом. Это первое, что я скажу: читать Евангелие, отмечая то, что нас делает родными Христу и держаться этого в жизни».
Протоиерей Максим Горожанкин