Научиться прощать ради Господа

В последнее воскресенье перед Великим постом мы просим друг у друга прощения – и в храме, и дома, и в социальных сетях – везде, где только можем. И каждый раз не покидает душу смутное опасение: как бы не профанировать, не испортить чистоту прощения неискренностью, механичностью действий.

Этот вопрос отнюдь не риторический. Часто мы устами в этот день сотню раз произносим «прости» и говорим, что прощаем сами, а сердце наше при этом не меняется по отношению к этим людям.
Как избежать профанации прощения и не быть лицемером?

Во-первых, нужно внимать всем евангельским повествованиям подготовительных недель. Читать в эти дни как можно больше проповедей, размышлений на евангельские чтения, стараться вжиться, вдуматься в них. В прошлое воскресенье, например, мы слушали о Страшном суде. Это воспоминание тоже готовит нас к прощению. Господь будет судить нас, вопрошая о милосердии. Но если я кого-либо не прощаю, как я посмотрю в лицо Христу, распятому и за этого человека? «Господи, ты люби его, а я его любить не могу»? Смогу ли я быть в вечности с тем, кого Бог любит, а я не умею любить?

Во-вторых, о каждом действии, которого ждет от нас Бог, нужно пытаться узнать у Него, как именно мы должны его совершать. Узнать путем изучения Священного Писания. Что оно говорит о прощении? «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», – прости ему» (Лк. 17:3-4). А в церковнославянском тексте: «Запрети ему». Это тоже часть заповеди. Зачем это? Никогда не задумывались? Замечательно толкует эти слова Спасителя о выговоре и прощении святитель Амвросий Медиоланский: «Сколь верное равновесие соблюдает Он, чтобы и получить прощение не было трудно, но и снисхождения добиться было нелегко, чтобы и суровый выговор не оттолкнул, но и попустительство не поощряло к согрешению». Оказывается, прощение нужно преподавать не сразу, чтобы не потакать греховным наклонностям человека.

Есть и другие слова Господа о прощении: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего…» (Мф. 18:15). Важный момент, слова об обличении нужно говорить наедине, чтобы человек считал тебя другом, а не врагом, чтобы воспринял их как совет, а не оскорбление. Об этом пишет и апостол Павел, говоря об обличении согрешающего: «Не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:15). Снова процитирую Амвросия Медиоланского: «Страх – ненадежный страж постоянства, а стыд – хороший учитель исполнения долга. Кто боится, испытывает внешнее давление, а не исправляется; а в ком действует стыд, в том изменяется природа».

Прощение – социальный акт, оно преподается в ответ на раскаяние и обращение. Но и тех, кто не раскаивается, кто желает нам зла, мы должны, призваны любить. Господь ждет от нас этого и говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»
(Мф. 5:44-45).

Протодиакон Сергий Епифанцев

Фрагмент картины «Мистическое Рождество».

Художник Сандро Боттичелли, 1501 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 + = 79

АРХИВ ГАЗЕТЫ