Наследие старинного монастыря
Православная Церковь сыграла важнейшую роль в становлении Русского государства. А монастыри ее часто становились не только религиозными духовными центрами, но и очагами распространения образования.
Кроме того, обители нередко занимали место крепостей на рубежах защиты нашей Родины от кочевых племен, нападавших с юга и востока, и западных агрессоров.
Выдающиеся русские люди понимали значение монастырей и ценили вклад Церкви в жизнь народа и общества. Неслучайно Александр Сергеевич Пушкин писал: «В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но огражденное святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей историей, следственно, и просвещением».
Сейчас мало кто кроме краеведов помнит, что в нашем городе существовал монастырь, возникший не позднее конца XVII века. Он был женским, а потому вряд ли играл роль крепости. Но самим своим стоянием на Старооскольской земле он благовествовал о Господе нашем Иисусе Христе и Его Пречистой Матери.
В монастыре имелось всего два храма: в честь праздников Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. И носил название Успенско-Преображенского девичьего монастыря.
Если привязать местоположение обители к современной карте Старого Оскола, то она локализуется напротив механического завода, на пересечении улиц Ленина и Октябрьской.
Монастырь никогда не был богатым. Краевед А. П. Никулов утверждает: «Небольшую информацию дают предварительные описи и ревизские сказки за 1710–1719 годы… Успенский девичий монастырь располагался на посаде в горной Рыльской слободе близ торгу, огорожен в замет (вокруг). На территории монастыря было две деревянные церкви – в честь Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, от которых и возникло двойное название обители. Настоятельницей монастыря была игуменья Евдокия. В этот исторический период в монастыре проживали 42 монахини в возрасте от 17 до 100 лет и питались в миру подаянием. Службу в церквах проводил священник Прокофий Евдокимов. Известно, что монастырь не имел земель, подданных крестьян и не получал жалования от государства».
XVIII век был жесточайшим временем для Церкви Русской. Императрица Екатерина II (Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), воспитанная в протестантском духе, переписывавшаяся с западноевропейскими философами-просветителями, подозрительно относилась к монашеству. При ее правлении Россию захлестнула волна мощной секуляризации. После ее указа от 1764 года в империи было упразднено 418 обителей.
К сожалению, старооскольский Успенско-Преображенский монастырь тоже попал в список закрывающихся обителей. Причем деревянную Преображенскую церковь разобрали, а Успенский кирпичный новый храм сохранили.
Успенская церковь располагалась несколько в глубине от пересечения улиц Курской (ныне ул. Ленина) и Успенской (ныне ул. Октябрьская), в 53 метрах от Казанско-Николаевского храма.
Краевед А. П. Синдеев писал: «По свидетельству летописи здание Успенской церкви вследствие многократных перестроек настолько изменено, что нетронутыми остались только его углы. До перестройки церковь имела удлиненную четырехугольную форму с одним престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы и высокую колокольню. Церковный купол имел конусообразную форму и покрыт был черепицею. Лавок кругом ее в то время не было, устраиваются же они старанием священника Иакова Белявского и старосты Дагаева в 1816 году, 1818–1820 годы, в 1825 году».
Завершенный свой вид храм приобрел в XIX столетии. В 1836 году перестраивается конусообразный купол в шаровидный, а чугунный пол был сменен на деревянный. В 1870 обветшавший иконостас заменили новым деревянным резным четырехъярусным, покрытым золотом, с колоннами.
Потом были построены и освящены два новых придела: левый освятили в октябре 1887 года в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», правый – в 1891 году в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Дореволюционный краевед Синдеев указывает, что «из древних икон в Успенской церкви особо чтимыми в XIX веке являлись иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радосте”, “Смоленская” и икона Успения Божией Матери».
7 августа 1907 года приход Успенского храма отпраздновал 200-летие со времени написания существующего в церкви прославленного образа Божией Матери «Всех cкорбящих Радосте».
В честь этой иконы на стекле восточного алтарного окна был устроен прозрачный образ в позолоченном киоте, изготовленный в петербургской художественной мастерской Сидорских. А расположен витраж был так, что людям при открытии царских врат казалось – Богоматерь как будто парит в воздухе.
В 1738 году при Успенской церкви открывается епархиальное училище. В XIX веке оно переводится в новое здание. Однако это совсем не означало, что от храма отошла образовательная функция. При Успенском храме была в 1891 году организована школа грамоты, где учились и девочки.
После революции 1917 года для Успенского храма наступила тяжелейшая эпоха. Его отобрали у верующих. В 30-е годы произошло обрушение купола. Из воспоминаний известно (Н. Н. Белых «Частичка Родины»): «В конце тридцатых годов XX века купол главы Успенской церкви обвалился, и глазам оскольчан предстала интересная картина – старое шатровое перекрытие “вывалилось, как цыпленок из яичной скорлупы” из расколовшейся кирпичной оболочки церковной главы. Внутри шатра, оказывается, было искусно сделано сводчатое перекрытие. Огромная масса этого кирпичного свода много лет висела над головами молящихся и казалась им легкой потолочной твердью, раскрашенной под цвет неба и освещенной свечами огромной люстры. Тяжесть свода расходилась от центра по радиусам и поглощалась устойчивостью стен, на которые опирался свод, а стены стягивались в верхней части шатром и потому легче выдерживали колоссальную нагрузку центробежного направления».
А затем Успенский храм – наследие православного монастыря и памятник архитектуры – вообще уничтожили. Староосколец Николай Николаевич Тулинов рассказывал: «Я помню вот что: шел со школы, мне было лет 8-10. Было это в году 1935 или 1936, часов в 12-13 дня. Тепло, наверное, весна-лето. Видел, как разрушали здание церкви. Остановился, смотрю. Здание на столбах деревянных стояло. Каменная масса на этих столбах как будто повисла в воздухе. Столбы подожгли по углам. Они горели, горели… Прогорели, и церковь будто бы осела и рассыпалась, только серая масса пыли вверх поднялась. Все церкви на улице Ленина ломали до войны. Взрывов не было».
Кирпич от храма пустили на мощение тротуаров и на иные хозяйственные городские дела.
Уже после войны территория окончательно была очищена от храмовых и остававшихся монастырских построек.
Физически Успенский храм больше не существует на нашей грешной земле. Но как знать, может быть где-то в ином мире, Божием мире, он и стоит во всей своей полной красоте, отражая подлинную радость от праздника Успения, когда Пресвятая Богородица через двери смерти вступила в Жизнь Вечную. И четко звучат слова святителя Григория Паламы: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь, исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».
Александр Гончаров