Наказание за доброе сердце. Почти сказочная история об одной милосердной девочке

Есть в Евангелии слова, которые порой кажутся сложными и непонятными: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34-36). Как сочетать это с проповедью любви, добра и милосердия, которую принес на землю Господь Иисус  Христос? Есть в православных святцах житие, которое показывает, как родные могут стать врагами тому, кто хочет жить по евангельским заповедям, – житие святой мученицы Филофеи Румынской.

Святая Филофея жила в XIII веке на территории современной Болгарии. Она родилась в 1206 году в Тырнове – столице Второго Болгарского царства, в семье земледельца. Ее красивое имя имеет очень «говорящий» перевод: «любящая Бога». Отец Филофеи был болгарином, а мать была родом из Валахии (историческая область на юге Румынии, между Южными Карпатами и Дунаем). Мама умерла, когда девочка была еще совсем маленькой, но успела привить ей главное – живую любовь к Богу и людям, вкус к христианской жизни.

Дальше юную Филофею ждала история, очень похожая на многие сказки: после любящей матери – злая мачеха, которая ненавидит падчерицу безо всяких причин. Отец женился во второй раз, и новая жена невзлюбила девочку по причине… ее благочестия. Мачехе не нравилось, что она посещает храм и раздает милостыню. Она наказывала Филофею и оговаривала ее перед родителем, а юная подвижница все терпела стойко и не переставала творить добро на благо бедных и больных, соединяя милостыню с молитвой и постом.

Так  же, как в сказке, она сохраняет то доброе, что дала ей мама – усердие в делах и доброе сердце, способное чувствовать боль ближних. А еще в ней есть то, о чем обычно не пишут в сказках: она сохраняет веру и любовь к Богу, ведет духовную жизнь. Представьте: девочка, еще даже не девушка, живет в семье, где благочестию не уделяется особого внимания. Новая жена отца занимается только собой и тиранит ее. Стоило бы только Филофее уступить – меньше ходить в храм, не раздавать еду бедным – вполне возможно, отношения с мачехой наладились бы и жизнь стала бы более спокойной и комфортной. Но она и не думает о том, чтобы облегчить свою участь и подумать о себе. Девочка, вопреки всему, сохраняет чистоту, смирение и любовь к Богу и людям.

История, которая произошла дальше, уже никак не похожа на сказочную, она поражает жестокостью, вернее даже сказать, жестокой обыденностью. У отроковицы была домашняя обязанность – приносить обед отцу, когда он работал в поле. Однажды она не донесла еду полностью, потому что часть отдала по дороге бедным детям. Отец укорил жену, что она плохо кормит его, но та ответила, что с приготовлением пищи все в порядке, а куда она девается по дороге – об этом он должен спросить у дочери. Рассерженный земледелец проследил за девочкой и увидел, что она давала пищу бедным детям. Его охватила ярость, и он бросил в нее топор, висевший у него на поясе. Вскоре от полученной раны она скончалась, предав душу Богу в возрасте двенадцати лет. Хотя ее кончина и не была прямо связана с исповеданием веры (ее ведь не просили отречься), это подлинно праведная кончина страстотерпицы, которая при жизни терпела от своих домашних за то, что помогала бедным, и умерла от руки родного отца за то, что поделилась с сиротами его едой.

Я сказал о жестокой обыденности потому, что такую историю можно представить в любом современном городе, на любой улице, в любом доме. Глупость, жестокость и эгоизм. Сложнее представить другое – подростка, который, вопреки всему окружению, ведет благочестивую жизнь и хранит в себе огонь веры. Мы любим оправдывать себя – время не то, нравы не те, и вообще, сейчас так не живут. Но вот, мы видим житие святой, которая стала таковой именно вопреки всему, что происходило вокруг нее.

Отец испугался и тут же раскаялся в содеянном. В ужасе он хотел поднять тело дочери с  земли, но  не  смог  этого  сделать – оно стало тяжелым, как камень. Он пошел к Тырновскому митрополиту и покаялся в страшном грехе детоубийства. Архиерей со священниками пришли на место гибели святой, но они тоже не смогли поднять тело. Владыка сказал, что Филофея не хочет оставаться своими мощами на родине, и начал перечислять вслух разные храмы и монастыри, чтобы увидеть, куда захочет пойти святая. Когда он назвал княжескую церковь Куртя-де-Арджеш в Валахии, священники смогли поднять тело и положить его во гроб. Тогда митрополит написал  румынскому  воеводе Раду Негру и попросил его с почестями встретить мощи святой. Торжественным крестным ходом они пронесли мощи к Дунаю, где их приняли благочестивые жители Валахии – священники и миряне.

Так в жизни святых продолжается евангельская история – стоит начать творить добро, как те, кто не желает этого добра, озлобляются и пытаются навредить им. Спаситель говорит об этом: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18-19). Эти слова принять не просто, поэтому мы, христиане, часто пытаемся угодить миру, стать «своими» и там, и там. Как говорит меткая пословица, «Ни Богу свечка, ни рогатому кочерга». Но вот пример, достойный восхищения: двенадцатилетняя девочка так сильно полюбила Господа, что ничто не смогло отвратить ее «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:39).

У могилы святой отроковицы многие получали исцеления, с ее мощами проходили крестным ходом во время засухи, после чего Господь посылал дожди. После упадка церкви Куртя-де-Арджеш мощи перенесли в Георгиевский, а затем в Успенский храм в Олари того же региона. Во время Первой мировой войны мощи перенесли в часовню монастыря в Бухаресте, а после войны вернули в Куртя-де-Арджеш, где они покоятся в монастырской часовне. Румынская Православная Церковь прославила Филофею для общецерковного почитания в 1950 году.

Святая является покровительницей детей и молодежи, многие девушки обращаются к ней за помощью в устроении замужества. Мы можем молиться мученице Филофее, чтобы она предстательством перед Богом укрепила наш дух в твердом стоянии в вере и благочестии. А ее житие напоминает нам о том, что никакие внешние обстоятельства не могут помешать нам вести христианскую жизнь.

 

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 82 = 83

АРХИВ ГАЗЕТЫ