На вопросы отвечает протоиерей Михаил Сердюк

На вопросы отвечает настоятель храма блаженной Матроны Московской города Белгорода протоиерей Михаил Сердюк.

– Во время Рождественского поста владыка Иоанн в своем послании рекомендовал каждому определять меру своего поста по согласованию с врачами, получив благословение от духовника. Как вы думаете, применим ли этот принцип для Великого поста – ведь он более строгий?

– Владыка в своем послании говорит о том же, о чем говорят святые отцы Православной Церкви: мы должны быть не телоубийцами, а страстеубийцами. Поясню. Человек – сложное существо от слова «сложение», он состоит из смертного тела и бессмертной души. Как душа влияет на тело, так и тело влияет на душу человека. Потребностей телесных: есть, пить, спать, отдыхать, одеваться, иметь кров – нельзя не удовлетворять. Но эти потребности не являются главными в жизни человека, созданного по образу и подобию Божиему. Главное – это вечное спасение, устремление души к Богу.

Если же человек больше думает о телесных потребностях, он уклоняется от своего предназначения – вечной жизни на небесах, и заглушает свой дух. Поэтому христианин должен благоразумно воздерживаться в пище, а во время поста – тем более. Но если человек болен – пост смягчается, ведь смысл телесного воздержания в том, чтобы ослабить воздействие сильного тела на душу, а у больного тело и так слабое. Ну, и наоборот – если тело очень крепкое и нет ежедневной тяжелой физической работы, пост должен быть построже.

– Как постились раньше монахи?

– Мера воздержания подвижников-монахов Древней Церкви сейчас может показаться нереальной. Вне поста по будням они ели один раз в день и не досыта, в воскресенье и праздники – два раза в день, а в Великий пост монахи воздерживались по-разному, но нередко были случаи вкушения пищи всего один-два раза в неделю. Конечно, речь идет о монахах, здоровье которых было гораздо лучше, чем у современных людей. Но те, кто попадал в экстремальные ситуации, может сказать, что в целом мы сейчас едим гораздо больше, чем требует тело.

В повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» есть эпизод, когда заключенный ГУЛАГа, простой крестьянин, вспоминает, как в деревне раньше ели: «картошку – целыми сковородами, кашу – чугунками, а еще раньше, без колхозов, мясо – ломтями здоровыми, да молоко дули – пусть брюхо лопнет».

А в лагере Иван Денисович сидит почти десять лет, каждый день работает физически по 12 часов в день, по полгода на морозе, ест баланду с хлебом, который даже близко не сравнить с современным, – и жив.

– Что делать, если не хватает силы воли отказаться от мяса?

–  Если нет привычки соблюдать посты, выдержать весь Великий пост, да еще и по Уставу, вряд ли получится. Преподобный Амвросий Оптинский пишет об одном помещике, который решил наказать себя за несоблюдение постов, сидел на одном толокне и квасе и расстроил себе желудок.

Но любой здоровый человек даже без привычки сможет соблюсти первую и последнюю неделю поста. На следующий год добавить четвертую неделю, на следующий – все то же самое плюс среда и пятница второй, третьей и пятой недель. А потом уже соблюдать весь пост целиком. Лучше иметь малое правило, постоянно соблюдаемое, чем большое, которое то выполняется, то нет.

Также важно сказать, что пост без молитвы – это своеобразная диета, которая пользует тело, но не душу. Во время поста нужно почаще посещать богослужения, больше молиться дома, исповедоваться и причащаться.

– Что в посте все-таки главное – духовное или физическое самоограничение? Или одно невозможно без другого?

– Святые отцы говорят, что без терпения мы не можем исполнить ни одной добродетели. Представьте себе, если вы не можете потерпеть 48 дней без мяса и молока, как вы будете исполнять духовную заповедь Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня»? Ограничениями во время поста мы приучаем себя к терпению, а научившись терпеть, сможем с Божией помощью  совершить и духовную добродетель.

По материалам beleparh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 11 = 19

АРХИВ ГАЗЕТЫ