На вопросы отвечает протодиакон Сергий Епифанцев

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск и приклеивает на обратную сторону именной иконы? Не в первый раз участвую в Таинстве Крещения, но впервые с этим столкнулась.

– Сам момент пострижения волос при совершении Таинства Крещения отправляет нас к древней римской традиции, когда рабам выстригали часть волос в знак принадлежности своему господину. В Крещении же человек совершает это действие добровольно, так как он знает, что Господь, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), желает ему свободы, а жизнь во грехе без Бога – есть подлинное рабство. Именно об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Человек становится воином Христовым, перестает быть рабом греха и обязуется принять на себя «благое иго Христово» (Мф. 11:30).

У многих людей есть обычай – сохранять для себя что-то на память о важном событии. Что касается религиозной жизни, то этот обычай сроднился с народным благочестием и церковными традициями. Священные предметы напоминают нам о духовных событиях нашей жизни и о тех обещаниях, которые мы давали Господу: ростовая (именная) икона при Крещении, крестильная одежда, венчальные иконы. И, конечно, остриженные с нашей головы волосы в честь нашего отречения от своей воли и подчинения благой и премудрой воле Божией напоминают нам о решимости оставить прежнюю греховную жизнь. Поэтому священник вкладывает их в воск (иначе они просто разлетятся) и приклеивает к иконе. Никакого другого мистического смысла в этом действии нет. Оно не предполагается Уставом (поэтому вы и не видели его раньше – так делают не все) и являет собой благочестивую, но не обязательную традицию.

– Зачем нужны венчальные кольца?

– Правильно называть кольца обручальными, поскольку обмен ими происходит именно во время обручения, а не Венчания. Слово «обручение» указывает на соединение рук брачующихся во время совершения этого чина.

Обручальные кольца появились задолго до христианства. Их носили в Древнем Риме и античной Греции. Философ Плутарх пишет, что их носили на безымянном пальце потому, что согласно представлениям того времени этот палец соединялся с сердцем через особый нерв. Так что мотивация проста – символ верности носили ближе к сердцу.

В христианской Греко-Римской империи гражданско-юридический акт обручения стала совершать Церковь. Правило 11-е Анкирского собора (314 год) и 98-е правило VI Вселенского собора свидетельствуют о том, что если обручение было совершено Церковью, то было ненарушимым и имело одинаковую силу с гражданским брачным контрактом. Из гражданской церемонии обручение превратилось в богослужение, во время которого священник благословляет новобрачных и надевает им обручальные кольца – символ их любви и верности друг другу.

Обручение в течение долгого времени совершалось отдельно от Венчания. Сегодня два этих чинопоследования совершаются одновременно.

В отличие от обручения, Венчание – это Таинство, в котором муж и жена становятся домашней церковью. В нем они принимают уже не кольца, а венцы – как символ «славы и чести», которыми венчает Господь достойных и благочестивых супругов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ