На вопросы отвечает протодиакон Сергий Епифанцев

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Как нам, верующим, работать с токсичными людьми, которые пытаются самоутвердиться за счет подчиненных? Как вести себя с ними, не потеряв свой христианский стержень?

– В Евангелии Христос показывает нам образец смирения. И это не отсутствие личной позиции. Смирение царственно по своей природе и исполнено высокого достоинства – не достоинства гордости, но достоинства истины.

На суде у первосвященника «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:22-23) В этом повествовании – весь ответ на ваш вопрос. Пусть ваша совесть будет чиста, а сердце прямо.

А Екклесиаст советует: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10:4). Отвечая с кротостью, без гнева, но твердо и честно, вы будете поступать по-христиански. И ничего не бойтесь, Господь с вами.

– Я давно молюсь о благополучии своего сына, прошу, чтобы он устроился на постоянную работу. И еще о том, чтобы мне продать дом и купить ему квартиру. Но ничего не меняется. Уже не хочу молиться – просто говорю слова машинально или плачу. Считается, что Господь лучше знает, в чем мы нуждаемся. Но сын пропадает, и я с ним. Неужели Богу это угодно? И стоит ли продолжать просить Его, если Он все равно сделает как хочет?

– Вы сейчас почти дословно процитировали Евангелие от Матфея: «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). А я вам в ответ процитирую блаженного Августина: «Бог создал нас без нашего участия, Он не пожелал спасти нас без нашего участия». Бог создал нас свободными и никогда не вмешивается в нашу свободу. Даже существование ада означает окончательную свободу человека – если он даже от Бога откажется, Господь не воспротивится этому.

Вы просите о благополучии сына, но каким образом вы хотите, чтобы Бог устроил это благополучие? Ваш сын делает все, что может – учится, постоянно подает свое резюме в разные компании, ходит на десять собеседований в неделю, но все ему отказывают? Если так – то нужно помолиться, чтобы Господь вразумил, помог понять, что он делает не так. Может быть, нужно повысить уровень образования или даже сменить профессию. Но если ваш сын (я не знаю ни вас, ни его, поэтому могу только предполагать, простите) ничего не делает и сидит дома, «пропадает», а вы просите, чтобы Бог дал ему работу, то чего вы ждете? Чтобы Бог вложил желание работать в голову вашего сына? Или вразумил работодателей, чтобы они сами пришли к нему?

Ваше желание продать дом и купить ему квартиру – насколько оно полезно для него? Может то, о чем вы просите, будет послано ему через скорби? Когда уже ничего не останется делать, кроме как вставать с дивана и отправляться менять свою жизнь. Нет, Богу не угодно, чтобы нам было плохо. Но это не Он «делает как хочет» – это мы делаем как хотим, не прислушиваемся к Его советам, не исполняем заповедей и хотим, чтобы наши молитвы исполнялись, как заклинание из сказки «По щучьему велению». Вразуми всех нас, Господи!

– Как мне понять, угодны ли мои желания Богу? Дело в том, что мои желания немного необычны, можно сказать, фантастичны. Смогу ли я как-то узнать, что они Богу неугодны, и на их исполнение можно не рассчитывать?

– Я вам рекомендую обратиться к молитве «Отче наш». Перед тем, как дать ее нам, Спаситель говорит:

«…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Эта молитва – некий «фильтр» для наших просьб. Если мы молимся, например, не о «хлебе насущном», а об излишествах – это нехорошо. Мы похожи на капризного ребенка, который требует от родителя сиюминутного выполнения своих просьб и требований. И плох тот родитель, который тотчас бросается исполнять желания разбалованного чада. Помните, есть такое высказывание: если бы Господь захотел наказать нас, Он бы исполнил все наши просьбы.

Но если вы и правда не понимаете, какова воля Божия в том или ином случае, то тут хороший совет дает митрополит Антоний Сурожский: «Всегда можно сказать: Господи, по моему разуму это неплохое дело – благослови! Если оно не по Тебе, положи какую-нибудь преграду, чтобы это не случилось».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 5

АРХИВ ГАЗЕТЫ