На вопросы отвечает протодиакон Сергий Епифанцев

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Какие молитвы в храме лучше заказать по усопшему (не новопреставленному) – обедню или панихиду? Не совсем понятно, что все-таки лучше. Или – и то, и другое, раз уж в храм пришли?

– Значение молитвы об усопших вполне раскрывается при вашем участии в Евхаристии. Священник вынимает частицы из просфор, произнося имена, указанные в записках, а потом опускает эти частицы в Кровь Христову, прося об оставлении их грехов. Здесь подразумеваются две вещи: во-первых, священник не знает этих людей, а вы знаете. Поэтому он произносит имена, а вы присовокупляете к его молитве свое воздыхание о дорогих сердцу людях – живых и почивших. Священник опускает частицы в Чашу, из которой вы причащались. Это ваша общая Чаша, в причащении которой вы едины с Церковью. Все это я сказал о поминовении на «обедне».

Панихида – это особая молитва об усопших, которая совершается вне суточного круга богослужений. Если вы понимаете, о чем речь, то конечно захотите помолиться и на Литургии, и на панихиде. Но если для вас это пока технические термины, значение которых неясно, не наделяйте их «магическим» смыслом. Мол, надо сходить, «заказать» – и все, религиозный долг выполнен. Это так не работает. Помолитесь на богослужении, причаститесь Тела и Крови Христовых, продолжите молитву дома: читайте Псалтирь по новоприставленному.

– Как-то мне довелось причащаться не в родном храме, куда я обычно хожу, а в другом.  После Исповеди я стала ждать, когда вынесут Чашу, встала в общую очередь – думала, что сейчас все пойдем сразу к священнику. Но оказалось, что когда вынесли Потир со Святыми Дарами, все двинулись сначала к центральному аналою, на котором лежала икона дня. Люди прикладывались к ней, а потом только причащались.  И я поступила также. Вопрос такой: это традиция данного храма? Или так нужно делать всегда? Просто в нашем храме такого не заведено.

– Думаю, что так делать не нужно, даже если вы попали в приход, где все так делают. В церковном богослужении нет места бессмысленным действиям. Если человек что-то делает, а вы не понимаете, нужно узнать, для чего это совершается.

Что касается целования икон, то это уместно сделать в начале богослужения, когда вы только пришли в храм. Конечно, есть и исключения. Например, в паломнической поездке можно подойти к чтимой святыне храма в середине и даже в конце службы, если людей много и они идут непрестанно. Но когда вы причащаетесь, пусть ничто, кроме Евхаристической Чаши, не занимает вашего внимания. Уставные правила благочестия, кстати, рекомендуют даже не осенять себя крестным знамением перед Чашей, чтобы не совершать лишних движений. И уж тем более неуместно расхаживание по храму в это время.

– Я только собираюсь принять Крещение. Много читаю, вникаю в ход богослужений. И меня мучает один вопрос: нужно ли мне выходить из храма до совершения Таинства, когда на Литургии поют: «Оглашенные, изыдите»? До конца на Литургии я еще ни разу не был. И многие священники в интернете рекомендуют приходить новеньким именно под конец службы – посмотреть главное действо. Это же противоречит канонам. Как мне быть?

– Если вы всерьез проходите оглашение и готовитесь стать христианином, то совершенно справедливо и правильно, что вы выходите с богослужения тогда, когда следует выходить оглашенным.

Священники могут давать такие рекомендации в связи с тем, что сегодня проповедь чаще всего произносится в конце богослужения. Деление же на Литургию оглашенных и Литургию верных предполагало, что проповедь произносилась после чтения Евангелия, и оглашенные могли ее слышать. Ну и, наконец, это может быть связано с тем, что сегодня мало людей серьезно готовится к Таинству Крещения. Так пусть уж они хотя бы на богослужении постоят и проповедь послушают.

Никого не осуждайте, но помните, что заочные, общие рекомендации – всегда неточные, приблизительные. Помимо чтения, обязательно общайтесь со священником лично. Без духовного наставника можно легко ошибиться и навредить себе. О таком наставничестве пишет апостол Павел, сравнивая его с родительством: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:15-16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 − 53 =