На вопросы отвечает протодиакон Сергий Епифанцев

– Я недавно стала воцерковляться и глубже вникать в традиции Церкви. Помогите разобраться. Замечаю, что у служителей храмов разная внешность: молоденькие парнишки – без бороды, коротко и даже по моде подстрижены, а вот более взрослые – с бородами (у кого-то они короткие, а у кого-то – длинные) и длинными волосами. Почему они так выглядят и почему такая разница? Длинные волосы и борода связаны как-то с образом Христа или есть просто внутренние церковные правила, регламенты, касающиеся внешнего вида? Ведь часто именно эти детали и отличают церковнослужителя от нас.

– Вопрос ношения бороды и волос духовенством относится к области традиций, а не церковных канонов. В Ветхом Завете есть повеление: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Но поскольку Закон Моисеев мы не соблюдаем, то и это повеление не имеет над нами силы. Отношение к внешнему виду священнослужителей менялось в течение истории Церкви. В Древней Церкви была традиция выбривать тонзуру, которая на Руси называлась «гуменцо». Сегодня этот выбритый круг на макушке ассоциируется с католиками, однако в Русской Церкви «поповская плешь» была распространена до середины XVII века. Затем она уступила место другой традиции – отращиванию длинных волос. До этого длинные волосы были привилегией монахов. Кстати, у католиков тонзура была отменена в 1973 году. Сегодня ношение священником длинных волос необязательно и остается на усмотрение самого пастыря. Важно, чтобы у него был благочестивый и опрятный вид, а как он будет выглядеть – решать ему.

Теперь о бороде. Традиция в отношении ее менялась от века к веку. Были периоды, когда это не было общепринятым. В житии святителя Василия Великого есть указание, что люди удивлялись возведению на престол «нестриженого епископа» с бородой. Впоследствии в Восточной Церкви установилась традиция ношения бороды, а в Западной – наоборот, традиция бритья. В средневековой Руси бытовала строгая традиция, которая регламентировалась Стоглавым Собором 1551 года. Сегодня длина и наличие бороды для батюшки – дело добровольное, но рекомендуемое. Ну и, конечно, за столетия сложился определенный образ пастыря, одна из отличительных признаков которого – борода.

Ну и, безусловно, вы правы: образ батюшки сложился из тех предпосылок, что он должен и жизнью, и даже внешним видом напоминать людям о Том, Кому служит – Господе Иисусе Христе.

– Недавно узнала, что миро – церковное масло – варят только раз в году. Откуда такая традиция?

– Миро – это освященное ароматическое масло, которое используется в Таинстве Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов. Раньше оно использовалось при помазании царей на царство. С первых веков Церкви через миропомазание передается Благодать Духа Святого. Святитель Василий Великий и другие древние церковные авторы говорят о том, что особый обряд освящения мира существовал с апостольских времен. Совершенно точно, как минимум с V века он совершается в Великий Четверг – день воспоминания Тайной Вечери Христовой. В сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии», которое было написано в конце V века, говорится: «…иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыл, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним (миром) молитву освящения, затем употребляет его в святейших священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами…»

Сегодня привилегия варить миро есть только у предстоятелей автокефальных Поместных Церквей. В его состав входит сорок веществ, в числе которых: оливковое масло, белое виноградное вино, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В Русской Православной Церкви миро варит Святейший Патриарх в храме Христа Спасителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ