На перекрестке фантастики и веры

Храм среди космоса. Млечный путь. Художник Б. А. Смирнов-Русецкий

В 1876 году Жюль Верн, великий фантаст и автор приключенческих книг, выпустил роман «Михаил Строгов», который по классификации XXI века должен быть отнесен к жанру «альтернативной истории». Сюжет почти полностью разворачивается в Русской Сибири. Россия противостоит нашествию среднеазиатского правителя Феофара. Что же подчеркнул Жюль Верн в национальном характере русских? Преданность царю и веру в Бога! Писатель – певец прогресса и технических достижений человечества, в произведениях которого частенько фигурируют герои–атеисты и агностики, не смог избежать, руководствуясь правдой жизни, вторжения христианского миропонимания в свой роман.

Нечто подобное происходит и в современной фантастической литературе, в особенности русскоязычной. Авторы, даже придерживающиеся материализма или неоязычества, все равно вынуждены считаться с Православием.    

Псевдохристианство: штампы и ошибки

Но не будем обманываться: нередко в книгах современных писателей – умышленно или случайно – представления о христианстве чудовищно искажены.

Писатель из Белоруссии Анатолий Дроздов пишет весьма недурственные книги. Его произведения отличаются легким слогом и великолепным стилем. И он явно с симпатией относится к Православию. Но романы и повести, где хоть как-то затрагивается христианская тематика, собрали примерно 90 процентов ошибочных представлений о Церкви, которые бытуют в книгах других невоцерковленных авторов. Наиболее характерны в данном случае его «Капеллан», «Зауряд-врач» и «Штуцер и тесак». Все разбирать не будем. Обратимся к «Капеллану». Анатолий Дроздов копирует для русской армии будущего, ведущей военные действия в отдаленном космосе, должностную структуру военного духовенства из Российской империи, но ошибочно для священников низшего ранга (ротного и батальонного) использует наименование «капеллан», что не соответствует традициям. С ошибками также описывается православное богослужение. Кроме того, автор свое отношение к святым проецирует на главного героя, который и является капелланом. В то же время видно, что Дроздов все же иногда бывал в храмах и даже беседовал с лицами духовного звания.

«Капеллана» и другие произведения Анатолия Дроздова читать можно, но это не православная фантастика, а мировоззрение автора сформировалось в советскую эпоху, и его отношение к Церкви говорит об этом.

Фантаст Андрей Земляной по своим взглядам является неоязычником, но принадлежит к тому крылу этого религиозного новодела, которое не испытывает ненависти к Русской Православной Церкви, как бы признает ее наравне с собой. Это отлично просматривается в дилогии «Крылья Родины». В сущности, писатель создал типичный фантастический боевик в космическом антураже. Главный герой часто ведет себя совершенно по-христиански, в боях с инопланетянами он дважды жертвует самим собой, не чураясь отдать жизнь свою «за други своя».

В конце концов Звездная империя, призвавшая Россию в качестве союзника, отдает русским замечательную и удобную планету с кислородной атмосферой, реками и морями. Живи и радуйся! Любопытен диалог императора и начальника имперской службы безопасности. Правитель спрашивает: «Что русские начали строить на переданной им планете?» И «безопасник» ошарашивает господина тем, что сообщает: «Русские возводят храм в честь святителя Николая Чудотворца». Шах и мат, дорогие инопланетные владыки! Русские и в космосе помнят о Православии, и не дворцы возводят и жилые комплексы, а храмы Божии в первую очередь. Комфорт для людей, прошедших войну, занимает в сердцах гораздо меньше места, чем возможность верить и любить. А черные глубины космического пространства формируют не атеистов, а православных христиан. Как же здесь не вспомнить строки М. В. Ломоносова, возникающие в сознании, как всплеск океана гигантской Вселенной:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна…

Люди будущего сами ощутили это дыхание космической бездны и увидели величие Творца. Потому и строят храм. «Бог в душе» и «Бог вне Церкви» – не для покорителей космоса. Эти идеи могут существовать только в умах обитателей офисов.

Андрей Земляной – очень противоречивый писатель, да к тому же постоянно сваливающийся в языческое суемудрие, но даже в его книгах торжествует формула священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского: «Отношение к Церкви – вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви – тот верен России, тот – воистину русский».

Православные – о конце времен и покорении космоса

Фантастика, созданная православными писателями, не отличается многочисленностью произведений. Авторов тоже немного: священник Георгий Максимов, Наталья Иртенина, Юлия Вознесенская, Елена Хаецкая, Арсений Миронов, Никос Зервас (вероятнее всего, псевдоним русского прозаика или нескольких человек), Дмитрий Володихин. Христианскую фантастику пишут еще: Елена Чудинова, Сергей Чекмаев и Яна Завацкая.

Среди жанров условной христианской русской фантастики преобладает антиутопия. Написаны очень сильные книги: дилогия Юлии Вознесенской о Кассандре, «Тупик гуманизма» Арсения Миронова, «Мечеть Парижской Богоматери» Чудиновой и «Крест Империи» Завацкой.

Арсений Миронов в романе показывает общество будущего, где грех объявлен нормой, Достоевский запрещен, господствует тотальная слежка, донос признается доблестью, а христианство признается опасной сектой под названием «Овцы». Фактически люди низведены до уровня ниже животных. Мир будущего у Миронова – это мир победившего всех Великого инквизитора.

То же будущее у Юлии Вознесенской – это время антихриста. И оно очень похоже на эпоху, обрисованную Мироновым. В таком мире очень сложно помнить, что ты – «образ и подобие Божие» и просто оставаться человеком, когда все вокруг расчеловечено до последних границ души и тела…

В космос своих героев современные русские писатели-христиане отправляют редко. Это сделали только Завацкая, Хаецкая и Максимов. В книгах Завацкой и Максимова персонажи сталкиваются с проблемой противостояния «духам злобы поднебесной».  Люди и инопланетяне порабощаются бесами. И выиграть с ними сражения могут только те, кто по-настоящему идут за Господом нашим Иисусом Христом.

«Звездные гусары» Елены Хаецкой, пожалуй, самое легкое чтиво, которое повествует о будущем. Здесь нет постановки и решения глобальных вопросов. Ее персонажи воюют, любят, шутят друг над другом. Казалось бы, что это обычная книга, стилизованная под рукописи XIX века. Но все гораздо глубже. Основные коллизии здесь – этические: герои твердо верят в Бога и даже по отношению к нехристианам стараются вести себя по-христиански.

Вообще, христианская православная фантастика всегда оптимистична, пусть и финал у какой-то книги и бывает трагичен в житейском понимании. В итоге всегда побеждает Бог и человек, Его любящий. И помешать этому торжеству не могут ни враги, ни супермощная техника, ни смерть, ни ад.

Александр Гончаров

One thought on “На перекрестке фантастики и веры

  • 20.04.2021 в 15:50
    Permalink

    Это все бред и не похристиански!((

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

35 − 29 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ