На Афон – в поисках тишины

Паломничество на Святую Гору Афон, в удел Божией Матери, – это духовная радость и праздник для каждого православного христианина. Человека, который хотя бы раз в жизни был в этом месте, поражает и красота природы, и возможность встречи со святогорскими молитвенниками.

Протоиерею Алексию Михелеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Солдатском, довелось несколько раз побывать на Афоне. Недавно он вернулся из очередной паломнической поездки на Святую Гору. И конечно, он поспешил поделиться своими впечатлениями и размышлениями о своем путешествии с читателями газеты «Православное Осколье».

− Отец Алексий, расскажите, почему вы решили поехать на Афон в такое непростое время? Ведь сейчас мы находимся в больших разногласиях с греками. К тому же почти повсюду введены коронавирусные ограничения… Вы сами изъявили желание отправиться туда?

− На Святую Гору я поехал по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. У меня всегда было желание отправиться в это святое место. Почему я захотел поехать туда сейчас? Хотел еще раз увидеть монахов, погрузиться в атмосферу их духовности – это же настоящее училище благочестия. На Афоне видишь глубокое стремление братии жить по заповедям Христовым. Мы ведь все призваны с купели Крещения следовать словам Господа. У монахов это видно в их глазах – их настрой, образ жизни. Афон – это цитадель Православия, в какой-то степени его идеал. Хотя это место не лишено различных искушений, противостояний, споров, политических интриг.

− Вы не единожды побывали на Святой Горе. Каждая из ваших поездок приносит вам что-то новое?

− Конечно, каждая поездка для меня особенная. После очередного путешествия я провожу анализ, подвожу итоги… Я ведь всегда отправляюсь туда как  в  последний  раз  с  таким настроем: каждый день трудиться по максимуму и каждый день умирать. Но в то же время я ищу там возможности помолиться в уединении от мира, пообщаться с монашествующими и отдохнуть душой от суеты, набраться сил и энергии, послушать тишину.

Как писал митрополит Каллист (Уэр): «Но этот покой, эта тишина есть нечто большее, чем просто отсутствие звуков. У этого безмолвия есть положительное качество – полнота, завершенность, вечный покой, который воплощается в Покрове Божией Матери, которым Она окутывает свою Святую Гору, защищая ее, даруя внутренний покой, душевный покой и тем, кто живет здесь, и тем, кто приезжает сюда с открытым сердцем, чтобы принять это благословение».

− Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей. Русский  паломник может посетить любой из них или есть какие-то ограничения?

− Почти все монастыри открыты для русских – за исключением тех, которые поддерживают раскольническую Православную церковь Украины. Попасть в одну из обителей несложно, главное, заранее позвонить или по почте забронировать место в монастырской гостинице. Однако в келлию святого Паисия Святогорца представителей Православной церкви Украины не пускают: от украинских паломников требуют грамоту от митрополита Онуфрия.

− Считается, что после разрыва официальных отношений Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом россияне не могут причащаться и исповедоваться на Святой Горе, а нашим священникам нельзя совершать там богослужения. Так ли это? 

− Действительно, раньше русские священнослужители могли совершать богослужение на Афоне по благословению Вселенского Патриарха. А сейчас это невозможно. А вот что касается Причастия и Исповеди наших граждан, то Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил их причащаться в монастыре Святого Пантелеимона.

− Много ли сегодня на Афоне паломников? Установлены ли для них какие-то санитарные ограничения и запреты? Ведь сейчас, во время пандемии, каждый может принести монахам болезнь…

− По сравнению с прошлыми годами, паломников, конечно, меньше. На Афоне введены определенные санитарные требования, и все они выполняются. Но все равно обители заполнены приезжими. Однако теперь их количество ограничено – стараются оберегать братию от новой болезни.

Некоторые монастыри сейчас вообще находятся на карантине и закрыты для посещения, например, Великая Лавра Афанасия Афонского, Ватопед, Ставроникита. В некоторых обителях насельники переболели коронавирусом несколько раз, как в Дохиаре и в скиту апостола Андрея Первозванного.

− Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Помнят ли о нем нынешние монахи на Святой Горе? И знают ли монахи-афониты о Старом Осколе? Ведь старец родился в нашем городе…

− Этот старец на Афоне очень почитаем. В прошлые годы я вместе с группой паломников из нашего города просил благословения у игумена Свято-Пантелеимонова монастыря, чтобы приложиться к честной главе иеросхимонаха Иеронима. Нам тогда выносили сразу две главы – старца Макария (Сушкина) и Иеронима (Соломенцова). Я всегда там говорю, что приехал из Старого Оскола, где родился мой земляк. Сейчас честная глава старца выносится дважды в год для общего поклонения. Цвет его косточек – темно-восковой. По словам монахов, это говорит о святости.

Вообще, на Святой Горе существует очень древний обычай: через три года после погребения останки монахов выкапывают и осматривают. Если кости белого цвета, чистые, значит, монах спас свою душу. Если кости желтые, как будто покрыты свечным воском, значит, он сверх того был еще и подвижником высокой духовной жизни и прославился во Царствии Божием. Недавно, 20 октября 2021 года, обрели  мощи  блаженного  старца Иосифа Ватопедского – ученика преподобного Иосифа Исихаста. Его косточки тоже как восковые. И это очень радует. Значит, святые отцы предстательствуют за нашу Церковь на Небесах.

− Чем вам запомнилась последняя поездка? Что впечатлило или удивило?

− Для меня эта поездка была богата размышлениями. Мое путешествие превратилось в познание самого себя. Вспоминаю, как на всенощном бдении в обители я никак не мог сосредоточиться на молитве: в голове мысли крутились, не давали покоя, ум парил далеко… А служба шла, и потом на душе так спокойно стало, тихо. И это еще одно подтверждение того, что без Господа человек ничего не может – ни молиться, ни творить дела милосердия, ни даже думать о добром.

В каждом из нас есть раздвоенность, малодушие, немощи, лицемерие, лукавство – душевные слабости. Каждый христианин отчасти видит свою нищету духа. Но он должен принять и осознать ее полностью. Понять, что без Божией помощи он ничего не сможет. Именно этому и учишься на Афоне. Как говорит иеросхимонах Ефрем Катунакский: «Нужно иметь во всем смиренное мудрование, способность осознавать, что мы можем что-то делать только потому, что это Бог дал нам». – «… Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

 

Беседовала Анастасия Грищук

Фото из личного архива протоиерея Алексия Михелева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 + = 65