Мытарства земные и воздушные

01_hjky475thertСовременная цивилизация отказалась признавать грех грехом. Потребительское общество фактически живет тиражированием и распространением всего того, что выдумывает извращенный человеческий мозг. Но люди не стали от этого счастливее. Они гонятся все больше и больше за чем-то новым, разрушая самих себя и души свои. Всякому разумному человеку с неизбежностью покажется, что некие невидимые мытари и ростовщики собирают с человечества дань пороками и неуемными страстями.
Впрочем, думается, многие православные христиане отлично понимают, что происходит в реальности, а не в медийных развлекательных шоу…

День памяти преподобного Василия Нового отмечается в этом году 8 апреля (н. ст.), точно так же, как и Лазарева суббота.
Византийский православный святой Василий Новый жил на рубеже IX-X вв. и ушел ко Господу в возрасте 110 лет в 944 году. С его житием связан и рассказ о «воздушных мытарствах» старицы Феодоры Григорию (ученику Василия). Причем эта связь не является случайной. Сам преподобный Василий прославился многими чудесами и обличением грехов, как явных, так и скрытых.
Преподобный Василий Новый, схваченный и обвиненный несправедливо недалекими людьми, оказывается на допросе у патриция Самона, который совсем не спешит разбираться с наветом, а ради карьеры старается показать свою расторопность в глазах царя. Но добиться чего-нибудь от святого не удается и тогда…
«Все это ведал преподобный Василий и, желая получить славу не у людей, но у Бога, терпеливо переносил причиняемые ему жестокие страдания, не желая выдавать своей тайны. По прошествии недели, в течение коей святой ежедневно был подвергаем ударам, патриций Самон, видя, что блаженный остается непоколебимым и не открывает своего имени и происхождения, снова воссел на судилище и повелел привести к себе преподобного. И когда тот предстал пред ним, Самон гневно посмотрел на него и сказал:
– Нечестивейший из людей, доколе ты будешь таиться от нас? Скажешь ли ты мне, кто ты и откуда?
В ответ на это святой сказал:
– Нечестивейшими подобает называть тех, кто, подобно тебе, творит втайне содомские дела.
При таком обличении от преподобного Самон смутился, испытывая великий стыд и срам пред всеми бывшими там…»
Царедворец, дабы скрыть свою преступную наклонность, старается попросту доказать, что преподобный Василий является колдуном и не более. В конце концов Самон приказывает бросить святого ко льву, но зверь не приносит вреда праведнику, а когда связанного Василия пытаются утопить в морских водах, то дельфины спасают его и выносят на берег.
В течение всей своей жизни Василий Новый творит волю Божию и раскрывает перед людьми их пороки и даже исцеляет больных.
Преподобная Феодора с любовью служила святому. После того, как сама Феодора ушла ко Господу, Григорий, один из учеников святого Василия и составитель его жития, попросил своего учителя поведать о посмертной участи старицы. Что и исполнилось. Сама Феодора в сонном видении показывает Григорию свой путь по «воздушным мытарствам»:
«Чадо Григорий! О страшной вещи спрашиваешь ты меня, о которой даже ужасно и вспоминать. …Тогда предо мною предстало все то лютое и греховное из дел моих, о чем я позабыла было, но, молитвами и помощью отца нашего, преподобного Василия, все это не было вменено мне и не удержало меня от входа в эту обитель».
«Мытарствами» часто называли в древности таможенные посты. «Воздушные мытарства» – это места (препятствия), где «духи злобы поднебесной» стараются доказать, что душа, идущая к Богу, отягощена различными грехами и достойна только попадания в ад.
Всего из повествования преподобной Феодоры («Житие преподобного отца нашего Василия Нового») мы узнаем о следующих препятствиях:

1. Мытарство празднословия
2. Мытарство лжи
3. Мытарство осуждения и клеветы
4. Мытарство чревоугодия
5. Мытарство лености
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
9. Мытарство неправды (неправый суд, обман в делах)
10. Мытарство зависти
11. Мытарство гордости
12. Мытарство гнева и ярости
13. Мытарство злопомнения
14. Мытарство убийства
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
16. Мытарство блуда
17. Мытарство прелюбодеяния
18. Мытарство содомских грехов
19. Мытарство ересей
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия

На каждом из мытарств душа должна оправдаться. Феодору спасает не только ее благочестивая жизнь, но и молитвы преподобного Василия Нового, и обращение за помощью ко Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Заступниками души в посмертии выступают ангелы, которые и ведут ее к Богу.
Праздные и пустые слова часто нам кажутся ерундой, и мы, не боясь, злословим и говорим вещи непотребные. Но оказывается, что приходится отвечать за каждое небрежно брошенное слово.
Современная писательница Юлия Николаевна Вознесенская (1940-2015), стараясь лучше донести до православного читателя все проблемы прохождения «воздушных мытарств» и четко следуя «Житию преподобного отца нашего Василия Нового», в книге «Мои посмертные приключения» написала следующее о бедах в мытарстве празднословия:
«Из роя бесов выдвинулся один, чем-то отдаленно напоминающий номенклатурного чиновника: в руках бес держал раскрытую папку и перебирал в ней какие-то бумаги.
– Вот тут все зафиксировано: празднословие, брань, грязные слова, богохульство и прочие словесные грехи, – проскрипев это, он захлопнул папку и потряс ею над уродливой башкой.
– Не все сразу, – остановил его Дед. – Если ты явился обвинять, то предъявляй обвинения по одному.
– Нет, сразу! Все сразу! – закричали кругом бесы. – Чего тут тратить время, и так все ясно! Некогда нам, пачками отправляем в ад этих болтунов, хватать не успеваем – стаями летят. Отдавайте ее нам, и дело с концом!
– Обвинения – по одному! – упрямо потребовал Дед.
– Ладно! Ей же хуже!
Бес-чиновник снова раскрыл свою папку и начал бубнить все глупости, ругательства, неприличные анекдоты, какие я произносила в своей жизни, причем начал с детской брани типа «дурак», «зараза», дразнилок вроде «Колька-дурак курит табак» и подобной чепухи. Я догадалась, что у них тут всякое лыко в строку.
Вдруг из толпы бесов выдвинулся еще один, голый, но в пионерском галстуке, и запищал:
– Пионеры – юные безбожники! «Летчик по небу летал, нигде Бога не видал!» Она богохульствовала с детства – подавайте ее сюда!
Я, конечно, была в пионерах, как и все наше поколение, но слов этих никогда не произносила. Я дернула Деда за руку, и он понял, в чем дело.
– Подожди-ка, когда она это говорила?
Бес-чиновник засуетился, завозился в бумагах:
– Сейчас, сейчас… У меня все записано, минуточку… Не это… Не то… Ну, ладно, сама она, предположим, этих слов не произносила, но слушала их на пионерских собраниях и не возражала. Возражала или нет? То-то. Преступление через соучастие, как говорится в их уголовном кодексе.
– Оставим человеческие законы, мы не на Земле. Ты лучше скажи, бес, разве вы уже не предъявляли эти обвинения тем, кто совращал атеистическим мракобесием невинные детские души? Уверен, что за этот вздор уже ответили ее несчастные воспитатели.
– Допустим. Но мы не станем мелочиться, у нас найдутся и другие материалы на ту же тему. Не надо лукавить: ведь это не мы, а вы считаете богохульство тягчайшим грехом, мы только следуем традициям мытарств. Самим-то нам, конечно, только приятно слышать эту милую детскую непосредственность. Устами младенцев, как говорится, гм…»
Здесь за отравленную ядом греха душу вступается новомученик – родной дедушка…
Неожиданное испытание ожидало душу в романе Вознесенской на мытарстве чревоугодия:
«Нас воющей толпой окружили бесы, похожие на раскормленных свиноматок, но среди них попадались и тощие экземпляры: худобой они напоминали дворовых кошек эпохи ранней перестройки, но зато у некоторых на тощих шеях были повязаны крахмальные белые салфетки, а в лапах они держали ножи и вилки. Почти все они, и тощие и толстые, непрерывно что-то жевали, пуская слюни и роняя из пасти куски пищи.
– Стоп, приехали! – объявил важный толстый бес и раскинул лапы, загораживая дорогу. – Эта душа не обжиралась и не гурманствовала. По глупости и по бедности, надо полагать. Но она и не постилась ни одного дня в своей жизни!
Вот это да! Христианские посты… А ведь крыть и в самом деле нечем».
Юлия Вознесенская ничем не противоречит святотеческому учению о мытарствах, которое не относится к догматам, но имеет огромное (и не только назидательное!) значение для спасения души.
Хотя представление о мытарствах, наверное, самое впечатляющее, дает «Житие преподобного Василия Нового», но в святоотеческой традиции оно укоренено прежде всего трудами святых отцов: Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста, Макария Великого, Ефрема Сирина, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника и др. Оно имеется и в богослужении Православной Церкви, и в житийной литературе (пусть и не так ярко, как в «Житии преподобного Василия Нового».
И невозможно не согласиться с выдающимся американским православным подвижником – иеромонахом Серафимом (Роузом): «В православном догматическом богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда…
Счастливы православные христиане, что имеют они учение о воздушных мытарствах и частном суде, ясно изложенное в многочисленных святоотеческих писаниях и житиях святых…»
Учение о воздушных мытарствах заставляет христианина больше сосредотачиваться на своей внутренней духовной жизни и в меньшей степени обращать внимание на временные трудности жизни земной.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

44 + = 46

АРХИВ ГАЗЕТЫ