Музыка святой души

Святитель Онуфрий (Гагалюк). Коллаж Александра Гончарова

У некоторых православных богословов и публицистов мы находим прекрасные образные сравнения сотворения нашего мира Предвечным Творцом.

Бог создал мир, как поэт сочиняет поэму. Он написал этот мир, как живописец пишет картину. Господь придумал мир, как композитор свою симфонию. Но здесь возникает вопрос: «А какова же роль человека, потомка Адама и Евы, “образа и подобия” Божия, наделенного свободной волей в Божественном искусстве?»

Каждый человек имеет свое место в нем. Он соработник Бога. Он – главный персонаж поэмы, главный герой картины, отдельный светлый звук в симфонии, но только в том случае, когда идет к Создателю, а не от Него, устремляется по пути святости к Жизни Вечной.

Житие святителя Онуфрия (Гагалюка), первого епископа Старооскольского, архиепископа Курского, можно рассматривать в качестве отдельной темы в симфонии Господа.

Первые чистые звуки, издаваемые струной души святого, послышались в тяжелый момент его детства.  Ужас от смерти отца и потери дома, отчаяние матери, сгустившийся мрак житейской бездны разорвала музыка слов маленького Антона: «Мама! Ты не плачь, когда я буду епископом, то возьму тебя к себе!»

Вряд ли будущий святитель в возрасте пяти лет сам мог придумать такое. Здесь устами младенца говорил Господь, предвозвещая дальнейшую дорогу святого на земле.

Музыка души Антония (будущего святителя и священномученика) вспыхнула в первый раз. А потом она росла и развивалась. И если неожиданно начинали возникать фальшивые звуки, то Господь делал поправку, но не насилуя свободу человека, а лишь направляя и пестуя тягу к Себе.

Антоний учится в семинарии, но увлекшись духом времени, вроде бы благородно возжелал послужить людям сперва на врачебном, а потом и учительском поприще. Разве не нужны были простому люду врачи или педагоги в Российской империи? Конечно, нужны очень и очень. Однако мир спасется святостью. И Бог ведает, что делает.

Антоний заболевает и находится на грани расставания с жизнью. И тогда ему по воле Божией во сне приходит видение – преподобный Онуфрий Великий является страдальцу и возвещает: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». 

Преподобный Онуфрий Великий. Изображение с сайта czerkovnyj.ru

А когда семинарист пообещал, то и поднялся с одра болезни. Почему Господь послал к Гагалюку преподобного Онуф-рия, египетского пустынника IV века от Р. Х., бывшего до ухода в монастырь одним из царевичей Персидской державы? Время и пространство не помеха для Божественной музыки.

Преподобный Онуфрий пришел к Антонию по созвучию душ.

Явление святого Онуфрия Великого повторилось через три года и опять при болезни Антония, когда он, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, приехал читать лекции в Яблочинском Онуфриевском монастыре по богословию для учителей из Галиции.

После этого Антоний Гагалюк окончательно поворачивает свое сердце к монашеству, полнокровному служению Творцу и Церкви. И в 1913 году он принимает постриг с именем Онуфрия в честь своего святого наставника.

Между тем на Русь надвинулась Первая мировая война (1914) и зазвучала в 1916 году песня:

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная –

«Священная война»!

А за войной на Россию навалились: падение монархии, революционная замятня, злодейское убийство царя – помазанника Божия в Екатеринбурге, распад империи и гражданская война с тысячами смертей совершенно неповинных женщин, детей и стариков. Приключилось озверение человеков.

Раскулачивание (фрагмент картины). Художник Илья Глазунов, 2010 год.

В этих условиях на Руси объявились еще и «обновленцы», велеречиво объявлявшие о реформе Церкви, а на самом деле, желавшие обмирщения ее и провоцировавшие раскол во всей его неприятной сути.

«Обновленцы» особенно старались укорениться на советской Украине. Естественно, благочестивый и сострадательный к народу Божиему архимандрит Онуфрий привлек их внимание. Но вера пела в душе Онуфрия, и он отказался от карьеры, которую ему сулил «обновленческий» иерарх Евдоким (Мещерский).

Музыка души призвала Онуфрия к архипастырскому подвигу тогда, когда тьма заполонила головы народов России.

В 1923 году в Киево-Печерской Лавре он был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии Русской Православной Церкви.

Потом ему довелось испытать и наветы, и репрессии, побывать в тюремном узилище, в ссылке.

И везде святитель находил доброе в людях, помогал идти ко Господу. Он, как опытный и талантливый музыкант, даже из чужой души, как из расстроенной виолончели, извлекал чистейшие звуки надежды, веры и любви. И люди тянулись к нему.

На старооскольскую епископскую кафедру владыку направили в 1929 году. Безбожники, «обновленцы» и иные религиозные раскольники чувствовали себя уверенно в Центральном Черноземье. Однако ничто не может устоять перед силой святости, подкрепленной Божией помощью.

Епископ Онуфрий своим словом и делами вернул множество слабых душ в православные храмы. И это вызвало гнев у властей предержащих. В 1933 году владыка был арестован, увезен в Воронеж из-за страха возмущения его паствы. И более он никогда не возвращался в Старый Оскол. Но музыка его молитвы до сих пор бережет город, утепляет души, ведет к Богу. И каждый ее может прочувствовать, посетив домик на Пролетарской улице, где жил, работал и молился священномученик Онуфрий (Гагалюк).

В 1934 году отпущенный из неволи владыка возглавил Курскую и Обоянскую епархию. Но ему не могли атеисты простить стояния в вере, попечения о пострадавших священнослужителях, проповедей против грубого материализма. Архиепископа Курского Онуфрия опять заточили, судили неправедным судом, а свою мученическую кончину он принял в 1938 году на Дальнем Востоке, в Благовещенске.

«Христос Бог − любовь полная, неизреченная мудрость и красота…» − говорил святитель. Он и следовал за музыкой Божественной любви, не желая отрекаться от Истины, которая превыше Вселенной. И он победил, ибо наследовал Жизнь Вечную, идя за Христом как воин Его, воодушевленный музыкой победы над смертью и адом.

 

Александр Гончаров

Статья написана на основе материалов, предоставленных директором старооскольского дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка) Светланой Шестаковой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − = 9

АРХИВ ГАЗЕТЫ