Музыка на защите нравственности
Как взаимосвязаны духовное воспитание и музыка, обсудили руководители и преподаватели творческих вузов, музыкальных и художественных школ Белгородчины на региональной научно-практической конференции «Роль духовного воспитания в процессе музыкального образования. Музыка на защите нравственности». Первый день работы форума состоялся 22 октября в Старом Осколе в 3-й музыкальной школе.
Божие благословение на труды преподал иерей Вадим Смирных, клирик храма Рождества Христова. В своем слове он отметил большую роль музыки в формировании личности человека и ту колоссальную ответственность, которая ложится на преподавателей музыкальных дисциплин.
– В Ветхом Завете праведный пророк и царь Давид играл на псалтири, на эту музыку он слагал слова, воспевания и хвалебные песни Богу. И Богу этими песнями угождал, – напомнил отец Вадим. – В наше время в музыке много различных направлений. Она может нести как положительные порывы сердца и души человека, так и отрицательные – где-то умиротворяет, где-то приводит к ужесточению человека. И здесь, конечно же, духовное воспитание в музыке подрастающего поколения должно иметь место в нашей образовательной системе. Детям необходимо преподносить правильное понимание музыки.
Хор Православной гимназии исполнил церковные песнопения, а его регент матушка Александра Демедюк рассказала об особенностях исполнения церковной музыки. В основе ее текста лежит молитва, и задача хора настроить человека на особый молитвенный лад.
– В духовных песнопениях музыка должна идти за словом, только тогда они прозвучат уместно, естественно и, главное, молитвенно, – обозначила основную задачу певчих в храме матушка Александра. – Церковная музыка призвана служить слову Божию, но она не прячется за ним и не уходит на второй план. Есть замечательные слова Лосского, который сказал: «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает».
Осмысление духовного подвига преподобного Сергия Радонежского в этом году породило множество интересных проектов, встреч, статей. Научная конференция белгородских педагогов творческих дисциплин – в их ряду. Впервые они так системно и многопланово решили осмыслить значение православных истоков в музыкальном искусстве. Еще блаженный Августин в V веке писал о высоком предназначении музыки, полагая, что самой формой своего бытия она отражает главную закономерность жизни – непрестанное движение во времени. По мнению богослова, музыка призвана восстановить разрушенную в результате грехопадения гармонию мира и выразить глубинные основы новой жизни христианина, которые нельзя передать словами. И эта новая жизнь должна стать своего рода песней, музыкой.
Выступления педагогов отличались глубиной раскрытия темы и непосредственностью, живым общением с аудиторией. Часто их доклады подкреплялись практической стороной дела: учителя брали в руки инструменты, ученики играли и пели, показывая плоды трудов своих наставников. Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 3 Старого Оскола Е.В. Остапец вместе со своей ученицей Анной Величковой рассказала о процессе работы над пьесой Бородина «В монастыре». Трио из детской школы искусств N 2 под руководством преподавателя по классу аккордеона Л.В. Хороших исполнило авторские духовные произведения Любови Викторовны на слова Алексея Федоровича Астанина.
Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 1 г. Губкин В.А. Зимина постаралась осмыслить духовную природу таланта. По мнению заместителя директора по учебной части старооскольской ДМШ N 3 М.А. Игнатовой, православие не отрывает человека от мира, а помогает раскрыться творческому потенциалу наиболее ярко и глубоко. На взгляд директора ДШИ г. Алексеевка Е.Я. Дегальцевой, педагоги в первую очередь должны постигать основы православной культуры, жить по-христиански. Она отметила, что многие музыканты, композиторы были верующими людьми. Творчество неотделимо от веры в Творца. Подтверждением этого тезиса послужило выступление заведующей фортепианным отделением ДШИ N 3 Старого Оскола Г.Н. Волобуевой о православном музыканте Марии Юдиной.
Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 5 г. Белгород И.П. Мандербура на примере оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» композитора Степана Дегтярева, уроженца Борисовского района Белгородской области, отметила неразделимую связь веры и патриотизма. Несмотря на то, что Степан Дегтярев был крепостным музыкантом, он был первым композитором, поднявшим тему Родины в русской музыке столь ярко, убедительно и основательно. Педагог предложила ввести изучение оратории нашего земляка в музыкальных школах Белгородской области.
Таким образом, разговор о музыке и ее роли в воспитании детей оказался весьма плодотворным. Педагоги обогатились новыми представлениями о духовных основах музыкального наследия, получили практические советы. В конечном итоге все свои знания они постараются передать ученикам, постараются, чтобы музыка стала на защиту нравственности.
Светлана Воронцова
Музыка на защите нравственности
г. Старый Оскол
22.10.2014