Музыка на защите нравственности

00_DSC_00921Как взаимосвязаны духовное воспитание и музыка, обсудили руководители и преподаватели творческих вузов, музыкальных и художественных школ Белгородчины на региональной научно-практической конференции «Роль духовного воспитания в процессе музыкального образования. Музыка на защите нравственности». Первый день работы форума состоялся 22 октября в Старом Осколе в 3-й музыкальной школе.
Божие благословение на труды преподал иерей Вадим Смирных, клирик храма Рождества Христова. В своем слове он отметил большую роль музыки в формировании личности человека и ту колоссальную ответственность, которая ложится на преподавателей музыкальных дисциплин.
– В Ветхом Завете праведный пророк и царь Давид играл на псалтири, на эту музыку он слагал слова, воспевания и хвалебные песни Богу. И Богу этими песнями угождал, – напомнил отец Вадим. – В наше время в музыке много различных направлений. Она может нести как положительные порывы сердца и души человека, так и отрицательные – где-то умиротворяет, где-то приводит к ужесточению человека. И здесь, конечно же, духовное воспитание в музыке подрастающего поколения должно иметь место в нашей образовательной системе. Детям необходимо преподносить правильное понимание музыки.
Хор Православной гимназии исполнил церковные песнопения, а его регент матушка Александра Демедюк рассказала об особенностях исполнения церковной музыки. В основе ее текста лежит молитва, и задача хора настроить человека на особый молитвенный лад.
– В духовных песнопениях музыка должна идти за словом, только тогда они прозвучат уместно, естественно и, главное, молитвенно, – обозначила основную задачу певчих в храме матушка Александра. – Церковная музыка призвана служить слову Божию, но она не прячется за ним и не уходит на второй план. Есть замечательные слова Лосского, который сказал: «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает».
Осмысление духовного подвига преподобного Сергия Радонежского в этом году породило множество интересных проектов, встреч, статей. Научная конференция белгородских педагогов творческих дисциплин – в их ряду. Впервые они так системно и многопланово решили осмыслить значение православных истоков в музыкальном искусстве. Еще блаженный Августин в V веке писал о высоком предназначении музыки, полагая, что самой формой своего бытия она отражает главную закономерность жизни – непрестанное движение во времени. По мнению богослова, музыка призвана восстановить разрушенную в результате грехопадения гармонию мира и выразить глубинные основы новой жизни христианина, которые нельзя передать словами. И эта новая жизнь должна стать своего рода песней, музыкой.
Выступления педагогов отличались глубиной раскрытия темы и непосредственностью, живым общением с аудиторией. Часто их доклады подкреплялись практической стороной дела: учителя брали в руки инструменты, ученики играли и пели, показывая плоды трудов своих наставников. Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 3 Старого Оскола Е.В. Остапец вместе со своей ученицей Анной Величковой рассказала о процессе работы над пьесой Бородина «В монастыре». Трио из детской школы искусств N 2 под руководством преподавателя по классу аккордеона Л.В. Хороших исполнило авторские духовные произведения Любови Викторовны на слова Алексея Федоровича Астанина.
Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 1 г. Губкин В.А. Зимина постаралась осмыслить духовную природу таланта. По мнению заместителя директора по учебной части старооскольской ДМШ N 3 М.А. Игнатовой, православие не отрывает человека от мира, а помогает раскрыться творческому потенциалу наиболее ярко и глубоко. На взгляд директора ДШИ г. Алексеевка Е.Я. Дегальцевой, педагоги в первую очередь должны постигать основы православной культуры, жить по-христиански. Она отметила, что многие музыканты, композиторы были верующими людьми. Творчество неотделимо от веры в Творца. Подтверждением этого тезиса послужило выступление заведующей фортепианным отделением ДШИ N 3 Старого Оскола Г.Н. Волобуевой о православном музыканте Марии Юдиной.
Преподаватель по классу фортепиано ДМШ N 5 г. Белгород И.П. Мандербура на примере оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» композитора Степана Дегтярева, уроженца Борисовского района Белгородской области, отметила неразделимую связь веры и патриотизма. Несмотря на то, что Степан Дегтярев был крепостным музыкантом, он был первым композитором, поднявшим тему Родины в русской музыке столь ярко, убедительно и основательно. Педагог предложила ввести изучение оратории нашего земляка в музыкальных школах Белгородской области.
Таким образом, разговор о музыке и ее роли в воспитании детей оказался весьма плодотворным. Педагоги обогатились новыми представлениями о духовных основах музыкального наследия, получили практические советы. В конечном итоге все свои знания они постараются передать ученикам, постараются, чтобы музыка стала на защиту нравственности.

Светлана Воронцова



   Музыка на защите нравственности

      г. Старый Оскол
      22.10.2014


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 65 = 69