Как перестать бояться смертельных болезней после потери близких?
На вопросы отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Максим Горожанкин.
– Мне во сне приснилась живая икона Иисуса Христа. Большая, в золотой раме, внутри серая, но лицо Бога, книга в Его руках и сами руки источали белый свет. Христос мне что-то тихонько говорил, я слушала. На утро у меня была такая радость на душе – не передать, я даже говорить не могла. В голове был только этот образ. К сожалению, не запомнила слов из сна. Как к этому относиться? Может, это какой-то знак мне?
– Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих «Писаниях» говорит о том, что никаким снам нельзя верить. Если мы будем идти на поводу у наших снов, которые в 99 % случаев являются плодом воображения, то можем далеко зайти. Особенно это опасно в духовной жизни, которая вполне реальна.
– Подскажите, пожалуйста, как жить. Год назад я пережила череду трагических событий: были потери, умирали близкие, сама болела. После этого я превратилась из нормального человека в тревожное существо, помешанное на болезнях. Я постоянно думаю о смертельных болезнях, ищу их признаки у себя и близких. Иной раз страх бывает такой, что я делать ничего не могу, только целыми днями сижу в интернете и смотрю сайты о болезнях. Проверялась у врача: реальных причин для беспокойства нет совсем. Но мысли не дают покоя. Причащусь – и неделю нормально себя веду. Но проходит время, и опять тревога парализует. Помогите советом.
– Гоните от себя эти мысли и положитесь на волю Божию. Вы же верующий человек. Доверьтесь Богу, Он не оставит. Страх смерти посещал и святых людей. Так, игумен Антоний (Медведев) одно время был подвержен мысли о том, что скоро умрет. Понимая, что это ненормально, он обратился за советом к своему другу преподобному Серафиму Саровскому. Батюшка Серафим утешил отца Антония, благословил его иконой Матери Божией и предрек, что тот умрет спустя много лет, будучи настоятелем большого монастыря. Слова преподобного Серафима сбылись. Отец Антоний стал наместником Троице-Сергиевой Лавры и только по прошествии многих лет отошел ко Господу. В наши дни он был причислен к лику святых. Так что можете помолиться и преподобному Серафиму и преподобному Антонию Радонежскому об избавлении от таких мыслей.
– Допускается ли слушать православные старообрядческие песнопения молитв человеку, крещенному в современной, «новообрядческой» Церкви? Допускается ли иметь среди икон металлические старообрядческие иконы или распятие? По идее, новообрядцы и старообрядцы не имеют разницы в вере (единоверцы), и разница – лишь в некоторых традициях.
– Все, о чем вы пишете, для человека, принадлежащего к Русской Православной Церкви и интересующегося историей старообрядцев, конечно, допускается. Догматических разногласий со старообрядцами у нас нет. На Поместном Соборе 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) прочел доклад, который назывался «Об отмене клятв на старые обряды». В докладе владыка Никодим выражал надежду на то, что отмена клятв поможет в деле достижения единства Церкви. «…Пyсть отмена этих клятв, истоpически ставших сpедостением вpажды и pазделения пpавославных pyсских людей, послyжит в дальнейшем более тесномy соединению и общению стаpообpядцев и новообpядцев в дyхе любви Хpистовой». К сожалению, братья старообрядцы отнеслись сдержанно к такому шагу со стороны Матери Церкви. Ни с одной из ветвей старообрядчества у нас на сегодня нет общения в таинствах.
На сегодняшний день в Русской Церкви возрождается единоверие. Единоверцы являются чадами Русской Православной Церкви Московского Патриархата, соответственно поминают за богослужением Святейшего Патриарха Кирилла. В пределах Московской епархии окормлением единоверцев занимается митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По благословению Святейшего Патриарха осуществляет свою работу Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В 2009 году был создан Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. На сайте центра oldrpc.ru вы можете познакомиться с тем, как сегодня происходит осмысление наших древних богослужебных традиций. Священноначалие Русской Церкви уделяет сегодня большое внимание данному вопросу.