«Москва слезам не верит»: между грехом и радостью
В 1853 году друг Александра Пушкина, военный врач, писатель, филолог и собиратель фольклора Владимир Иванович Даль (1801-1872) представил на рассмотрение в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук свой сборник «Пословицы русского народа». Из-за полученной отрицательной рецензии публикация книги затянулась до 1862 года.
Среди тысяч пословиц и поговорок имелась и такая – «Москва слезам не верит» и ее варианты, например, «Москву не расквелишь» (то есть «не разжалобишь») и «Живучи в Москве, пожить и в тоске».
Смысл высказывания «Москва слезам не верит» заключается в том, что тяжело приезжим обустроиться во втором городе Империи, «Первопрестольная» безучастна к неудачникам и даже безжалостна к ним. Надо всегда рассчитывать только на свои силы, не ожидая помощи от коренных обитателей Москвы, с подозрением относящихся к тем, кто прибыл из провинции.
В этом отношении «дорогая моя столица» не очень-то отличалась в советское время от царского. Но всеобщую популярность пословица получила в 1980 году, после выхода в широкий прокат фильма-мелодрамы режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979), который был встречен в штыки критикой, но на ура – обыкновенным зрителем.
Кинокартину посмотрело более 90 млн человек. Некоторые люди на сеансы приходили по пять-шесть раз. Около кинотеатров собирались очереди, и билетов банально не хватало. В советскую эпоху по популярности ее превзошел только боевик «Пираты XX века» (1979, режиссер Борис Дуров), ныне почти позабытый.
Фильм Меньшова настолько хорошо отобразил подлинную жизнь и настолько пришелся по сердцу зрителям, что никто и не заметил, что за ним скрывается вариант архетипического сюжета сказки о Золушке, трогающий самые тонкие струны души еще в детстве.
Однако путь создания картины не был простым. Первоначальный сценарий под названием «Дважды солгавшая», написанный Валентином Черных, внимания Меньшова не привлек. Жена же его – актриса Вера Алентова – вообще высказалась очень резко о тексте, до такой степени он ей не понравился. Меньшов дружил с Черных и узнал, что никто из режиссеров особенно и не рвется воплотить сценарий в фильм.
Сам Владимир Меньшов решился на съемку достаточно неожиданно. Ему вспомнилась сцена перехода: главная героиня засыпает в 1958 году, ставит будильник, чтобы подняться пораньше, а просыпается через двадцать лет.
Меньшов попросил Черных переписать сценарий, тот категорически отказался, впрочем, предоставив карт-бланш режиссеру на переделку. В итоге сценарий из 60-страничного превратился в 90-страничный, появились новые персонажи и новые сюжетные линии, в том числе и с хоккеистом Гуриным.
Потом начались трудности иного порядка. Никак не удавалось найти актеров для исполнения главной женской и мужской ролей. Известные актрисы отказывались. А актеры не устраивали самого режиссера. В конце концов Меньшов на роль Гоши (Георгия Ивановича) позвал Алексея Баталова, имевшего и государственные награды и невиданную любовь почитателей. Баталов сперва не согласился, но потом изменил мнение. В роли же главной героини, Екатерины Тихомировой, отчаявшийся найти выход Меньшов все-таки уговорил сняться свою супругу, просто пожалевшую мужа.
Проблемы возникли и с ролью Александры – повзрослевшей дочери Тихомировой. На эту роль Меньшов запланировал Наталью Вавилову, но ее родители-дипломаты категорически запретили участвовать в съемках, они хотели своему чаду карьеры на их же поприще. Здесь помог сам Баталов, проведший добрую беседу с отцом и матерью Вавиловой.
Картина была снята и вышла на экраны. Оглушительный успех свалился горной лавиной. Причем он пришел не только в Советском Союзе. 89 стран закупили фильм «Москва слезам не верит» для показа у себя. А 1 апреля 1981 года Меньшову позвонили и поздравили с престижнейшей американской премией «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер счел сообщение за розыгрыш. Оказалось, что это не так. Советский фильм победил, причем опередив произведения великих режиссеров, таких как Акира Куросава и Франсуа Трюффо.
Вручение премии «Оскар» было перенесено с 30 марта на 31-е из-за покушения на президента США Рональда Рейгана. Естественно, о подведении итогов стало известно в СССР 1 апреля. Любопытно, что уже перед встречей в 1985 году с генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым в Женеве Рональд Рейган (в прошлом киноактер) восемь раз пересмотрел фильм «Москва слезам не верит», пытаясь понять «тайны» русской души.
Сюжет кинокартины достаточно зауряден. Три девушки из небольшого райцентра: Катя Тихомирова, Люда Свиридова (актриса Ирина Муравьева) и Тося Буянова (актриса Раиса Рязанова) приехали «покорять» Москву. Екатерина мечтала поступить в вуз, дабы выучиться на химика, Людмила же отправилась в столицу, чтобы найти свое счастье (мужа с московской пропиской, квартирой и желательно небедного), а вот Антонина, скорее всего, отправилась и не зная зачем.
Девушки грезили Москвой и надеялись на успех, но быстро оказались у разбитого корыта и попали в разряд «лимиты», трудящейся на заводах и стройках, причем на совершенно непрестижных работах. Вместо дворцов и принцев на белых конях их ожидали тяжелый труд и рабочее общежитие с суровым графиком посещений.
Быстрее всех осознала ситуацию Тося, отказавшаяся от несбыточных мечтаний и вышедшая замуж за простого рабочего паренька, электрика Николая (актер Борис Сморчков). А вот Катя Тихомирова вместо обучения в институте попала в тяжелейшую ситуацию: родила дочь от обманщика-любовника и вынуждена была одна воспитывать ее.
Но Тихомирова не сдалась на милость судьбы. Она поступила на вечернее отделение вуза, показала себя хорошо на работе, и через 20 лет мы застаем ее директором предприятия, причем пробившимся на это место не по блату, а через свое упорство и профессионализм. Да и дочь она подняла сама. Однако привычного женского счастья у нее, в отличие от Тоси, не оказалось. И только случайная встреча в электричке с Гошей – слесарем-интеллектуалом, привлекшим ее внимание тем, что помогает довезти бабушке из деревни в Москву большой старый самовар, все поставила на свои места. Георгий Иванович явился тем мужчиной, который был… просто настоящим мужчиной, умеющим и любить, и защищать, и думать, и отвечать за свои поступки.
Самой неудачной в фильме показана судьба Людмилы. Ее поиски обеспеченного мужа среди академиков, военных, дипломатов и т. д. завершаются ничем. Постоянно лгущая девушка заставляет лгать и других, дабы добиться своего личного благополучия. Она обаятельна и умеет найти подход к людям. Даже тетя Паша − вахтерша в общежитии (последняя роль великой актрисы 30-40-х годов XX века Зои Федоровой) – помогает ей. «Хэллоу» в устах вахтерши, сказанное очередной «жертве» Людмилочки по телефону, да еще на всю заводскую общагу, дорогого стоит…
Но никакие ухищрения не помогли Людмиле. Во второй части фильма она так же одинока, как и двадцать лет тому назад. Брак с хоккеистом Гуриным (актер Александр Фатюшин) распался. И хорошо, что она все-таки умеет радоваться счастью своих подруг чисто по-русски, по-бабьи. Значит, не совсем зачерствела ее душа.
Безусловно, фильм «Москва слезам не верит» не следует относить к христианским. Сам режиссер Владимир Меньшов до 2017 года называл себя атеистом и социалистом. Потом он крестился и в 2021 году умер православным христианином.
В кинокартине между тем великолепно раскрыто отрицательное воздействие греха на человека. Казалось бы, мелкие грехи на бытовом уровне все равно разрушают людские сердца. И только их преодоление через смирение и покаяние помогает жить дальше.
И на материале фильма начинаешь отлично сознавать, насколько верно название греха по-гречески − амартия (ἁμαρτία) – промах. Ведь девушки на самом деле стремились к хорошему: выйти замуж, получить любимую работу, но ложь и зависть мешали им достигнуть цели. Промахи совершали и Екатерина, и Людмила, да и Тося тоже. Промахи – грехи мы найдем и у «идеального мужчины» Гоши (недаром ведь он тоже живет один).
А еще у кинокартины есть и другой урок – Бог каждому дает свое, просимое, лелеемое, да только не всем это свое приходится затем по вкусу. «Москва слезам не верит» − хороший добрый фильм, поэтому его и смотрят до сих пор. Он оптимистичен и наставляет не осуждать, а любить людей, обыкновенных людей, с их достоинствами и недостатками. «Любить ближнего своего» – это заповедь Божия.
Александр Гончаров
Изображения с сайта culture.ru