Московские паломники приехали в Старый Оскол почтить память священномученика Онуфрия

DSC_0154Православные старооскольцы знают и чтят своего святого пастыря – священномученика Онуфрия, епископа Старооскольского. Их молитвы устремляются ко Господу, а повествования о жизни праведника распространяются с каждым годом все шире по России и зарубежью. Накануне Медового Спаса, 13 августа, многочисленная паломническая группа из-под Москвы прибыла почтить память святого. В домике по адресу ул. Пролетарская, 47 в тот день прозвучало соборное молитвенное пение – величание, тропарь и кондак священномученику Онуфрию.
Возглавлял группу паломников протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в подмосковном Бутове. В эти дни он со своей паствой совершал паломничество по Черноземью. Перед поездкой в Старый Оскол паломники посетили в Курске на Никитском кладбище могилку монахини Наталии (Гагалюк), матери священномученика Онуфрия.
– С 2007 года мы ежегодно совершаем такие паломничества – крестные ходы по местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, – рассказал отец Кирилл. – Мы бывали на Соловках, в Царских местах, посещали Санкт-Петербург и его окрестности, ездили в Прибалтику и на Украину. В этом году решили совершить поездку по центральным российским епархиям – Тула, Орел, Курск, Белгород, Воронеж. Когда отец Владимир (настоятель Покровского храма села Кунье священник Владимир Русин – прим. ред.), будучи в нашем храме в Бутове, рассказал нам, что в Старом Осколе сохранился домик, где жил владыка Онуфрий, мы загорелись желанием посетить Старый Оскол, чтобы помолиться в этом святом месте и увидеть, как здесь сохраняется память о новомучениках и исповедниках российских.
Бутово – это поселок под Москвой, крупнейшее в Москве и Подмосковье место массовых казней и захоронений, производившихся на Бутовском полигоне НКВД в 30-х годах XX века. Там было уничтожено более 20 тысяч человек. Многие пострадали за веру – более трехсот из убиенных прославлено сейчас в лике святых.
– Я первый раз в этих местах, – продолжил отец Кирилл. – Впечатление очень хорошее – действительно живое место, слава Богу, что дом сохраняется в таком же виде, в каком он был, когда здесь жил владыка Онуфрий. Иногда бывает, что хотят сохранить память, а в результате все делается так, что не чувствуешь дыхания старины. А здесь, слава Богу, все в таком естественном виде, и это очень трогает душу.
У протоиерея Кирилла Каледы паломничество к святыням тесно связано с историческими исследовательскими трудами. Дело в том, что при храме святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, где он настоятельствует, действует мемориальный научно-просветительский центр «Бутово», созданный в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Центр занимается поиском информации о людях, пострадавших на Бутовском полигоне, а также изучением национальных культурных традиций, сохранением памяти о жертвах социальных катастроф – того, что происходило в XX веке в России.
DSC_0122Сотрудники научно-просветительского центра «Бутово» исследовали множество братских воинских кладбищ. По словам отца Кирилла, часто в подобных памятных местах устанавливаются знаки и памятники, не соответствующие тому духу, который должен там быть. Одна из целей сотрудников мемориального центра – содействовать тому, чтобы в местах, подобных Бутовскому полигону – а подобные захоронения имеются практически в каждом областном городе – мемориальные комплексы или даже маленькие мемориалы создавались бы в национальных русских православных традициях.
После посещения домика священномученика Онуфрия паломники отправились к Свято-Троицкому храму в Стрелецкую слободу. Автобус подъехал ко входу на кладбище, и москвичи окружили могилку Алексея Федоровича Астанина, глубоко почитаемого священством и мирянами многих ближних и дальних мест России.
Гостей сопровождал настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Андрей Филатов. Он рассказал о жизни Алексея Федоровича, о его провидческих советах приходящим к нему людям – о том, как, например, он настаивал, чтобы выдать замуж старушку из Донецкой области за старичка-пчеловода, живущего недалеко от Курской Коренной пустыни. Не понравилось старушке в его доме – осталась она в Донбассе. Тот старичок вскорости умер… Знать бы старушке, что будет на Украине – хозяйствовали бы они с дочкой сейчас в своем подворье у стен святой обители. Знал Алексей Федорович, о чем говорил, да только не сказывал всего, что произойдет…
Присутствующие старооскольцы вспоминали о сбывшихся событиях, предсказанных Алешей, как ласково называли его люди, о его участии в их жизни.
Отец Андрей рассказал паломникам о истории старейшего храма в Старом Осколе, о монастыре, бывшем на месте сем до церковных реформ государыни Екатерины II. Затем проводил гостей в церковь, где они с интересом рассматривали иконостас, церковную лавку, прикладывались к старинным иконам.
В паломнической поездке принял участие диакон Александр Болдырев, клирик храма Воскресения Христова в Медоне, пригороде Парижа (Русская Зарубежная Церковь). Отец Александр прекрасно говорит по-русски – с характерным французским прононсом. Он с большим интересом знакомился со старооскольскими святынями. При выходе из Свято-Троицкого храма оживление у него вызвала табличка с названием улицы Большевистская. Старооскольцы с грустью констатировали, что многие памятные места в городе располагаются на улицах с советскими названиями. До возврата прежних наименований нам, видимо, нужно дожить, для веры и смирения имея перед глазами память того, что судил Господь.
Поблагодарив настоятеля Свято-Троицкого храма и сопровождавших их старооскольцев, паломники отправились дальше. Путь их лежал к воронежским святыням.

Константин Алексеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =