Монастырскими тропинками к истокам истории и веры

01_dfis7r83deДоклад учителя православной культуры Дианы Геннадиевны Шпачук
на XIII муниципальных Рождественских чтениях,
прошедших 27 января в старооскольской 33-й школе

Совершая земной путь, человек несет ответственность за свою бессмертную душу. Событием, просвещающим человека, обращающим к самопознанию, являются православные паломнические поездки, которые неоднократно совершались коллективом нашей школы.
Какие цели у паломничества? Благотворительные, духовно-просветительские, познавательные… Все это так, но вряд ли обычный паломник, особенно начинающий, задумывается о них. Скорее всего, интерес и ожидание встречи с чем-то сокрытым до сего дня, а может быть, встреча с самим собой – вот что влечет в путь богомольца. И тут, именно в паломнической поездке, начинает происходить череда удивительных превращений души человека. Вдруг приходит понимание того, что главное в православии – изменение не внешнего вида и образа жизни, а своего сердца, и что порой строго соблюдаемый пост, длинные юбки, платочки, православная терминология, молитвенные правила – это все, чем ранее началось и закончилось православие, если сердце осталось прежним. Изменение сердца – вот та цель, которую должен достичь каждый православный паломник.
Необходимо отметить, что мы говорим об истинных паломниках, а не о православных туристах. Как правило, одних от других в поездке легко отличить: путешественники-туристы делают селфи (фотоавтопортрет – прим. ред.), держа в руках гаджеты и камеры, а паломники молятся и крестятся – им не до суеты. И в результате у одних остаются фото и эмоции, а у других – ожидание и исполнение просимого и желание вернуться вновь. Хотя, кто знает, может быть, для кого-то первое туристическое путешествие в святое место станет началом для того, чтобы однажды ступить на монастырскую тропинку уже в качестве паломника, ищущего свой путь к Богу. Узнавая, православный турист сеет зерно любви в своем сердце к тем местам, к их истории, с которой он соприкоснулся. От познания – к любви… В этом и заключается задача паломника, начинающего свой трудный путь ко встрече с познанием своей души, своей истории, своей веры.
Кто знает и любит историю нашей Родины, кому дорог и близок дух истинного православного христианства, тот знает, какое значение для России имели и имеют до сих пор ее православные монастыри и подвизавшиеся в них подвижники и угодники Божии.
Анализируя рассказы подростков, многие из которых теперь используют любую возможность, чтобы с пользой для души побывать в той или иной паломнической поездке, делаешь вывод, что, помимо интереснейшего знакомства с храмами, историей, святоотеческими книгами, жизнью монастыря, его уставом и трудниками, с самим человеком неминуемо что-то происходит. Конечно, это зависит от его начальной цели. Возможно, он хочет посмотреть, познакомиться с новыми достопримечательностями. А может, задумывающийся о смысле своего бытия подросток ищет ответы на возникшие у него в связи с этими раздумьями вопросы. В таких поездках важен состав группы и руководитель поездки, а также время, когда человек стал паломником – в начале своего воцерковления или когда он уже давно верующий, с богатым семейным православным наследием человек.
Для паломника «со стажем», пожалуй, ни группа, ни внешние проявления мира уже не важны. Он жаждет не впечатлений, не потрясений, не знамений и чуда, а лишь общения с Богом на святом месте, которое давно хотелось посетить. И знает опытный православный паломник, что с Богом можно говорить всюду и в любое время, но желание осуществить мечту все же порой бывает просто непреодолимым, и он едет, неизменно получая то, чего жаждал от этой поездки.
А те ребята, кто начинают свой паломнический путь, отмечают, как много для них открывается самых различных «вдруг», которые не встречаются им в обыденной жизни. Вдруг оказывается совершенно необходимым совместное чтение и пение православных молитв, утренних и вечерних правил. Вдруг в песнях и фильмах, которые обязательно включаются в период переезда в автобусе, они находят ответы на так давно мучившие вопросы, или путь к их решению. Вдруг, в первый раз ступив на территорию монастыря, они понимают, что это то место, где хотелось бы пожить подольше. А встречая таких же, как они, обычных людей, находящихся здесь в качестве трудников, они вдруг осознают желание остаться и трудиться во славу Божию вместе с ними. В монастыре паломник начинает испытывать потребность в посте и молитве, в причастии и молчаливой беседе с «взглянувшей в твою душу» иконой. И что-то сокровенное, искреннее, честное и чистое огромным облаком поднимется внутри, и что-то радостное начинает наполнять душу. И это уже другой человек!
Много раз приходилось наблюдать за таким преображением. Случалось, неохотные прежде до физического труда подростки с радостью шли выполнять традиционное в поездках послушание, внимая каждому слову монаха или монахини, показывающих, как надо выполнять это самое послушание, и попутно ненавязчиво знакомящих с историей монастыря, с его уставом, людьми, прежде населявшими его и являющимися насельниками сейчас. И это становится близким, любимым, твоим.
Интересны рассказы некоторых ребят, едва ступивших на путь православных странствий. «Странно, – отмечают они, – на исповеди монах сказал ровно то, что неоднократно говорил мне батюшка, но почему-то дошло только сейчас. Ведь теми же словами даже говорил, а понимание пришло здесь». Вероятно, Господь, видя, что человек, окунувшись в рутину сиюминутной суеты, не услышал наставления духовного отца сердцем, направил его, как паломника, к пониманию этих слов уже через монаха. И человек, возвращаясь, уже по-другому слышит своего батюшку, словно открылась какая-то тайная дверца души.
В этих святых местах вдруг особенно ясно чувствуется промыслительная забота Господа о людях – и людей друг о друге. Это проявляется как по отношению к нуждающимся, встретившимся на пути, так и по отношению к таким же паломникам, которым нужна твоя помощь. У кого-то особенно остро ощущается, а у кого-то возникает впервые особое чувство – желание быть полезным просто так, без всякой благодарности. И все это потому, что иначе просто невозможно. А ведь это и есть свойство христианской души, которое, может быть, и стало очевидным лишь сейчас, впервые, в паломнической поездке. И это тоже маленькое озарение и познание себя.
Для некоторых подростков, которые посещают строящиеся или восстанавливающиеся монастыри, особой радостью является пожертвование на «именной кирпичик», которое пойдет на постройку храма. И знание о том, что имя его владельца будет занесено в список вечно поминаемых как «жертвователей, строителей, благоукрасителей храма сего», заставляет вспомнить обо всех любимых людях и горячо возжелать, чтобы и их имена тоже звучали в вечности. Появляется новая жертва: во имя любви к своим родным и близким. Наблюдая за совсем молодыми паломниками, которые сами еще не имеют собственных денежных средств, испытываешь чувство искренней радости, когда они, пересчитывая немногочисленные купюры, выделенные им для поездки, после недолгих колебаний между покупкой чего-то красивого и желанного лично для них все же выбирают покупку такого «именного кирпичика» для своей мамы или бабушки. Глядя, как бережно укладывается подтверждающий пожертвование сертификат, понимаешь, что спасительный выбор между сиюминутным и вечным состоялся.
Вся красота Божьего мира открывается даже в одной самой недолговременной паломнической поездке в монастырь. Здесь порядок во всем: во внешнем и внутреннем устроении, в распределении обязанностей, в речи послушника, который вдет рассказ об истории монастыря, неминуемо затрагивая историю нашей земли, нашего государства, которые неотделимы друг от друга. И начинает из мозаики предыдущих знаний и представлений, полученных молодым человеком в течение жизни, складываться удивительная картина понимания сути вещей и событий. И начинает он чувствовать себя сопричастным к этим событиям, к этой истории. Узнавая, он проживает эти рассказы, рассматривая их через призму своей души, и, может быть, впервые задумывается о своей роли в жизни, о своем отношении и восприятии истории Родины, Церкви, или просто о своей роли в семье и в среде ближайшего его окружения. Слова святого, приведенные монахом, могут глубоко запасть в сердце и изменить всю дальнейшую жизнь подростка, потому что он сам захочет изменить себя.
Находясь в святых местах, в монастырях, ребята сталкиваются с множеством фактов, на которые раньше не обратили бы внимания, но которые теперь заставляют задуматься и дают толчок к дальнейшему познанию и исследованию. Почему запирают на ночь монастырь? Почему нужно, оставаясь на ночь в храме, спать головой к алтарю? Почему все непрестанно поют красивую молитву? Почему в так высоко поднятый колокол звонят с земли? Почему такой огромный здесь крыжовник и так много цветов? Как и кто ухаживает за этими удивительными клумбами? Почему здесь не как всюду – говорят тихо, а все друг друга слышат? И много-много всяких «почему» и «вдруг». Монастырь. Отдельный, огражденный от мира неповторимый мир. И описать все, что связано с ним, порой не хватает слов. И зарождающуюся веру описать невозможно – ведь это то, что в сердце не буквами писано, а благодарностью, любовью и благодатью.
Монастырские тропы… Впервые или уже неоднократно пройденные, много и многих видевшие, исчезнувшие и возрожденные – разные, но каждый раз неповторимые. Все они ведут идущего по ним ищущего человека к познанию истины человеческого бытия, к осознанию многовековой истории своего народа, к вере, к любви, к себе.
Есть такая пословица: «Если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу». Так вот, чаще всего у человека, который ощутил радость познания Христа, в сердце которого поселилась любовь, лицо преображается. И его внутреннее состояние бывает написано в его глазах, выражено в его едва заметной улыбке. И пусть это пока лишь на миг, на этот день, на эту поездку. Светлое чувство благодатной любви поселится в нем, вспыхивая все чаще и чаще, а может быть, ярко загоревшись однажды, согревать и освещать его путь в вечность будет уже всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 85 = 93