«Молодое вино надобно вливать в новые мехи» (Мк. 2:22)

31_DSC_0384В Евангелиях довольно часто можно встретить ситуации, когда Иисуса Христа укоряют то за одно, то за другое несоответствие закону, который обязаны выполнять все евреи. То Он ест с мытарями и грешниками, то не соблюдает субботу, то Его ученики не постятся, как фарисеи. И каждый раз Господь пытается объяснить, что главное – не внешнее, а внутреннее состояние человека, то, чем наполнено его сердце. Дела и слова могут быть благочестивыми и добродетельными, но сокрытые желания и мечты – скверными и порочными. Окружающие практически не понимают, о чем говорит им Христос. И однажды Он приводит им в пояснение притчу о ветхой одежде, которую нельзя ремонтировать новой тканью, и молодом вине, которое не стоит вливать в старые меха. Господь заставляет задуматься: кто может вместить Его слова? Фарисеи – люди образованные, знающие все законы Моисея до тонкостей. Рыбаки – люди молодые, неученые, с горячим сердцем ждущие приход Мессии. Первые так и не смогли отказаться от своих представлений о Боге и распяли Христа, вторые – последовали за Ним, не пожалев своей жизни.
В советский период у граждан нашей великой Родины под воздействием атеистической пропаганды сложилась искаженная точка зрения о Церкви и Православии. Несмотря на то, что многие люди старшего поколения сегодня пришли к вере, воцерковились, регулярно исповедуются, причащаются и соборуются, идолы советского прошлого продолжают жить в их душе. Коммунистические идеи по-прежнему остаются многим дороги, словно наше постсоветское общество так и не может сбросить старые одежды. Ленина чтим, каждый год подкрашиваем ему памятник, и уже написали икону Сталина…
Для молодого поколения образы коммунистических вождей неактуальны, над ними не довлеет старая идеологическая система. Хотя современный мир полон других соблазнов и искушений, Православная Церковь в России все-таки пополняется молодой гвардией, в то время как на Западе храмы пустеют. Процесс вовлечения молодежи в православную жизнь, конечно, требует чуткости и деликатности. Сегодня при епархиях действуют молодежные отделы, а при многих храмах работают молодежные сообщества.
Одно из самых активно действующих – молодежная община «Вера», организованная при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Белгороде. Возглавляет ее староосколец Иван Моисеев, воспитанник Православной гимназии. Будучи студентом Белгородской духовной семинарии, он организовал молодежное сообщество «Экклесия», которое ведет по сей день. Иван имеет как высшее духовное образование – окончил академию в Санкт-Петербурге, так и светское – НИУ БелГУ. Поэтому о тех вызовах, которые стоят перед молодыми людьми, он знает изнутри.
О том, что ждет молодежь от Церкви и чем занимаются в молодежной организации «Вера», мы спросили ее руководителя.

– Иван, легко ли быть лидером православной молодежи?

– На мой взгляд, «православный лидер» – это дело непростое, так как порой необходимо сочетать в себе противоречивые качества. С одной стороны, нужно соответствовать христианской кротости, а с другой – быть твердым и активным. Мне кажется, любому лидеру полезны знания психологии и педагогики.

– Что ждет молодежь от Церкви? Что она ищет там?

– Я думаю, что душа молодого человека тоскует по чему-то высокому и совершенному, часто это называют «жаждой Бога». Говорят, что она присуща каждому человеку, но не каждый способен ее распознать и правильно реализовать.

– Кто приходит в «молодежку»: ребята из воцерковленных семей, которых с детства родители приводили в храм, или из семей, далеких от православия?

– В храмовую «молодежку», конечно, приходят уже верующие люди или как минимум ищущие. Но это совсем не значит, что веру они обрели благодаря семье. Бывает, что молодой человек начинает приходить к Богу, а его родители остаются неверующими, и только уже через некоторое время благодаря своим детям начинают узнавать о Боге. Но процесс этот довольно сложный и длительный.

– Какие темы поднимаются на ваших встречах в молодежной организации?

– Обсуждения довольно разные. Были темы «Преодоление уныния», «Значение поста в жизни человека». Планируем встречу «Брак. Православная семья». На встречах анализируем творчество современных музыкальных групп, таких, как «Аквариум», «25/17», «Грот». Кроме этого, ребята делятся своими творческими успехами.

– Готова ли современная молодежь заниматься волонтерской деятельностью в Церкви?

– На мой взгляд, да. Но в силу быстротечности современного времени далеко не каждый готов посвятить себя другим. Наша «молодежка» взяла под свое попечение воспитанников Разуменского Дома детства. Мы стараемся не только общаться с ребятами, но вместе с ними быть на богослужении, помогать им в подготовке к исповеди и причастию.

– Как нужно и как недопустимо вести диалог с молодежью?

– Святейший Патриарх Кирилл говорит, что нельзя смотреть на молодежь свысока, как на объект научения и вразумления, такой тон не будет воспринят молодыми людьми. Однако учителям, священникам необходимо сохранять авторитет и не погружаться в молодежную субкультуру ради того, чтобы стать «своим».

– Почему молодые люди уходят из Церкви?

– Есть мнение, что Православие (в глубоком понимании) – это религия зрелых и взрослых личностей. Обычно о глубинных жизненных вопросах люди начинают задумываться только к 40 годам. Мне кажется, что уходящие из Церкви люди до конца не поняли сути Православия, и поэтому уходят не из Церкви, а из иллюзии, которую они вообразили. Православие – это труд, борьба и множество других, неприятных и даже непонятных на первый взгляд вещей. Не каждый молодой человек готов столкнуться со всеми духовными проблемами и не уйти из Церкви. Задача молодежного служения как раз и заключается в том, чтобы доносить истинное значение Православия в жизни человека, а нередко и развеивать мифы и заблуждения, которые губительно влияют на молодые души.

Беседовала Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ