Молодежь – против насилия
Сегодня экстремизм стал политической силой мирового масштаба, а террор – способом ведения военных действий. Наша страна, пройдя через кровь и боль Буденновска, Владикавказа, Беслана, «Норд-Оста» и десятков других подобных трагедий, хорошо знает, к чему приводит пропаганда исключительности, национального и религиозного превосходства. Только за последние пять лет в России было совершено 57 крупных террористических актов.
23 марта студенты СОФ НИУ БелГу с помощью интерактивной программы «Молодежь против экстремизма и терроризма» попытались разобраться в этих современных вызовах человечеству. В этом им помогали преподаватели вуза и гости: представители администрации Старооскольского городского округа, сотрудники УМВД по Старому Осколу, духовенство. Каждый из выступающих подошел к проблеме со своей стороны. Педагоги указали на философские и исторические истоки экстремизма, оформившегося как идеология допустимости применения насилия и жестокости для достижения целей еще в конце XVIII века, во времена Великой буржуазной революции во Франции. Преподаватели отметили, что в последнее тридцатилетие терроризм становится особенно изощрен и кровав, но как ни парадоксально, он все больше привлекает молодое поколение.
Подполковник полиции Ю.В. Гордеев подробно остановился на правовой ответственности за экстремистскую деятельность, даже если она сводится лишь к размещению опасных постов на своей на странице в соцсетях. В Старом Осколе в 2015 году было зарегистрировано девять преступлений, связанных с экстремизмом. Уже в этом году три старооскольца привлечены к ответственности за размещение опасной информации на своих интернет-ресурсах.
Главный специалист по работе с общественными организациями Т.Р. Истомина-Попович дала молодежи несколько советов, как не поддаться на манипуляции и дать достойный ответ вербовщику, применив приемы «психологического самбо».
В эпоху «всемирной паутины» вербовщик в экстремистскую организацию легко прячется за притягательной картинкой внешне благопристойного сайта. Необходимо проявить внимание и включить критическое мышление, чтобы не попасть в его сети.
В настоящее время экстремизм использует религиозную мотивацию. На необходимость блюсти духовную безопасность обратили внимание настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка иерей Максим Горожанкин и клирик Александро-Невского кафедрального собора диакон Георгий Гильфанов. Занятия йогой, увлечения эзотерикой и медитацией вкупе с волюнтаристским пониманием истории, как это происходит в модных ныне неоязыческих группах, дают опасную гремучую смесь, которую вполне можно охарактеризовать как духовный экстремизм. Противостоять ему можно при условии, если человек сам радеет о своей душе, а не пытается испробовать все яства на столе, не зная, какое из них отравлено. «Когда мы хорошо знаем собственную веру, культуру, традиции своего народа, тогда мы не увлечемся чужой религиозной идеей», – подытожил отец Максим.
Тема, которую подняли студенты, не исчерпывается одним мероприятием. Давно пришло время осмыслить экстремизм не только с точки зрения закона, но и дать ему философское и богословское обоснование. Короткометражный английский фильм «Одна сотая секунды», показанный в завершение программы, поставил вопрос о выборе. Что дороже: сильный кадр или человеческая жизнь? Для кого-то на этой планете смерть сотни людей легко вписывается в концепцию реалити-шоу.
Несомненно, одна из причин популярности экстремистских идей в мировом масштабе заключается во все более интенсивном поражении грехом человеческой природы: зачем возделывать свой сад, когда можно захватить соседский и воспользоваться чужими плодами. Мы не хотим ждать. Сейчас и сегодня подайте райские кущи, и шахид-смертник жмет кнопку на своем поясе. Все, что произойдет потом, его уже не волнует. Убийцы и бандиты под свои кровавые деяния подводят идеологию, расцвечивают их религиозными атрибутами – вот перед нами уже целое государство, в основание которого положено насилие как главный способ достижения результата.
Российские политики часто указывают за океан, где, по их мнению, находится основной закоперщик мирового экстремизма. Конечно, можно манипулировать человеком и целыми народами, но при условии, что в этом человеке и народе есть определенные сильные желания: власти, денег, удовольствий. Вот тогда на них можно поиграть, дав в руки оружие или бомбу: иди и получай желаемое. Грех, который сидит внутри нас, обязательно толкнет нас ко злу. Поэтому самый эффективный способ борьбы с экстремизмом предлагает Православная Церковь: уничтожь грех в себе, и зла на Земле станет чуточку меньше.
Светлана Воронцова