«…Молитвы сдвинут горы»

Старцы Гавриил (Ургебадзе) и Зиновий (Мажуга). Коллаж Юлии Зиновьевой

Современная Грузия – край благодатный и суровый, где в долинах растет сладчайший виноград, в горах – краснокнижные цветы. Здесь живут люди с особым темпераментом и богатейшими традициями. Подавляющее большинство грузин считает себя православными христианами. А христианство на грузинских землях появилось после прихода на них апостола Андрея Первозванного, по преданиям, основавшего здесь первую епископскую кафедру в городе Ацкури. Также считается со времен апостольских, что Грузия – это удел Пречистой Богородицы.

Государственной религией христианство стало в царстве Иверия, благодаря деятельности святой равноапостольной Нины в IV веке от Р. Х. Духовным центром стал город Мцхета. Там же был построен в средние века известнейший монастырь Самтавро. И всегда Господь посылал Грузии Своих святых. Не была забыта она и в XX столетии.

Юродивый старец

Юродство считается одним из самых сложных для понимания и верующими, и неверующими видов православной святости. Юродивых и чтили, и гнали, и любили, и ненавидели.

В советское время юродство вообще считалось психическим заболеванием, впрочем, лишь чуть хуже по диагнозу, чем вера в Пресвятую Троицу и Ангелов Божиих.

Материалисты не знают мира духовного, а потому списывают всю веру на галлюцинации, экзальтацию и поражение мозга каким-нибудь заболеванием.

Помилуйте, как должен был реагировать типичный стопроцентный человек, обнаружив на улице перед собою босого монаха с какой-то странной диадемой на голове и табличкой на шее «Человек без любви как кувшин без дна», да еще и рассматривающего его самого через полуразбитый кувшин, как в подзорную трубу? Психопат или провокатор? Вряд ли могла пронестись иная мысль в уме атеиста. И невдомек ему было, что рядом с ним стоит великий грузинский православный святой, преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе).

Надо сказать, что Годердзи (так звали будущего праведника в детстве) родился в 1929 году, когда советская власть окончательно укрепилась на территории бывшей Российской империи. Борьба с православием, репрессии в отношении священнослужителей и гонения на мирян стали нормой. Даже мораль и нравственность насаждались атеистического и коммунистического плана.

Вероятно, из Годердзи, как и из других советских детей, по замыслу безбожников, должны были вырастать образцовые атеисты, но Бог решил иначе. Две соседки поругались. И, как обычно, пошли привычные апелляции: «Ты меня распяла как Христа!» Мальчик услышал и заинтересовался. Потом добрался до Евангелия и… стал верующим, а в 26 лет – и монахом, желая служить Богу и Грузинской Православной Церкви.

Известно, что, живя в родном Тбилиси, на улице Тетрицкаройской, отец Гавриил своими руками построил храм. А еще он собирал и спасал иконы, которые выбрасывали на помойки.

Страшное время – поругание святынь. И так ведь происходило по всему СССР.

Первомайская демонстрация трудящихся в 1965 году прервалась немыслимым для советского Тбилиси скандалом. Гавриил сжег на виду у толпы людей огромный парадный портрет Ленина на здании Верховного Совета Грузии и открыто начал проповедовать Господа нашего Иисуса Христа.

Старец Гавриил поджигает портрет Ленина. Икона. Изображение с сайта pinterest.com.au

Старца арестовали, но не судили. Следствие объявило его сумасшедшим, а психиатрическое обследование выдало свой вердикт – «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Отца Гавриила отпустили, но запретили ему даже и входить в действующие храмы, что явилось для него самым страшным наказанием. Старец любил молитву и Божественную литургию. Святой, изгнанный из храма, – это дикий парадокс, который мог проявиться только в дни господства духовного абсурда.

Позже, когда старец поселился в Самтавро, к нему потянулись люди не только со всей Грузии, но и других республик Советского Союза, да и за рубежом он стал известен. Господь не прячет свои светильники под спудом.

А старец Гавриил учил прежде всего любви к Богу и человеку. Его слова просты и точны были всегда: «Выше всех канонов и уставов – любовь… В последнее время людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога».

Ко Господу святой Гавриил (Ургебадзе) отошел в 1995 году. «Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы».

Росток Глинской пустыни

Святителя Зиновия (Мажугу), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима, чтят три Православные Церкви на постсоветском пространстве: Украинская, Русская и Грузинская.

С отроческих лет Захарий Мажуга, уроженец города Глухова Черниговской губернии Российской империи, пребывал в славной Глинской пустыни. Родившись в 1896 году, послушником в обители он стал в 1912-м, то есть в возрасте 16 лет. Отсюда он ушел на фронты Первой мировой войны, сюда он и вернулся в 1917 году и принял монашеский постриг с именем в честь священномученика Зиновия Эгейского.

Глинская пустынь. Дореволюционная литография. Изображение с сайта pravlife.org

Когда Глинскую пустынь безбожные власти закрыли, то Зиновий перебрался в монастырь Дранда, под Сухумом. Здесь он был рукоположен во диаконы, а потом и в иереи. Но и Дранду разоряют. Отец Зиновий уходит в горы Кавказа и создает маленькую православную общину из монашествующих.

В 1930–1935 годах иеромонах Зиновий (Мажуга) находился в Ростове-на-Дону. В 1936 году его арестовывают и репрессируют. В лагерях и ссылке отец Зиновий бесстрашно служил, исполнял свой пастырский долг. А в качестве епитрахили он использовал полотенце, на котором кресты нарисовали обыкновенным углем.

После освобождения в 1942 году (из-за заболевания малярией) все дальнейшее житие отца Зиновия по воле Божией оказалось связано с Грузией и Грузинской Православной Церковью. Где бы он ни служил, в любом приходе православный народ чувствовал тот дух глинского старчества, который полон православия и любви к людям.

Господь наделил Своего подвижника и даром прозорливости. В 50-е годы прошлого века старец Зиновий, уже архимандрит и член Синода ГПЦ, принимал участие во встрече делегации Александрийской Церкви. Неожиданно для всех Зиновий попросил предстоятеля АПЦ уступить ему свое место. Тот с недоумением согласился. Пошел тихий ропот среди присутствующих. Но в этот момент оборвалась одна из больших икон и упала на старца. Отец Зиновий не пострадал. И тогда все поняли, что Господь через него предотвратил несчастный случай, который мог вызвать даже и международный скандал.

В 1956 году архимандрит Зиновий был хиротонисан во епископа. Это является единственным случаем в Грузинской Православной Церкви посвящения во епископы негрузина в течение XX-XXI веков.

В 1957 году владыка Зиновий совершил постриг в монахи Ираклия и предсказал тому, что он будет грузинским патриархом. Так и свершилось. В 1977 году старец принимал участие как митрополит Тетрицкаройский в интронизации Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (бывшего некогда иноком Ираклием).

Тот, кто хорошо знал митрополита Зиновия, непременно вспоминал о его любви к молитве. Он непрестанно творил Иисусову молитву. И перед отходом ко Господу в 1984 году он обещал келейнику и за гробом постоянно молиться за своих духовных чад и всех православных христиан.

Недаром преподобный Силуан Афонский говорил: «Святые в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

 

Александр Гончаров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 71 = 79

АРХИВ ГАЗЕТЫ