«…Молитвы сдвинут горы»

Современная Грузия – край благодатный и суровый, где в долинах растет сладчайший виноград, в горах – краснокнижные цветы. Здесь живут люди с особым темпераментом и богатейшими традициями. Подавляющее большинство грузин считает себя православными христианами. А христианство на грузинских землях появилось после прихода на них апостола Андрея Первозванного, по преданиям, основавшего здесь первую епископскую кафедру в городе Ацкури. Также считается со времен апостольских, что Грузия – это удел Пречистой Богородицы.
Государственной религией христианство стало в царстве Иверия, благодаря деятельности святой равноапостольной Нины в IV веке от Р. Х. Духовным центром стал город Мцхета. Там же был построен в средние века известнейший монастырь Самтавро. И всегда Господь посылал Грузии Своих святых. Не была забыта она и в XX столетии.
Юродивый старец
Юродство считается одним из самых сложных для понимания и верующими, и неверующими видов православной святости. Юродивых и чтили, и гнали, и любили, и ненавидели.
В советское время юродство вообще считалось психическим заболеванием, впрочем, лишь чуть хуже по диагнозу, чем вера в Пресвятую Троицу и Ангелов Божиих.
Материалисты не знают мира духовного, а потому списывают всю веру на галлюцинации, экзальтацию и поражение мозга каким-нибудь заболеванием.
Помилуйте, как должен был реагировать типичный стопроцентный человек, обнаружив на улице перед собою босого монаха с какой-то странной диадемой на голове и табличкой на шее «Человек без любви как кувшин без дна», да еще и рассматривающего его самого через полуразбитый кувшин, как в подзорную трубу? Психопат или провокатор? Вряд ли могла пронестись иная мысль в уме атеиста. И невдомек ему было, что рядом с ним стоит великий грузинский православный святой, преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе).
Надо сказать, что Годердзи (так звали будущего праведника в детстве) родился в 1929 году, когда советская власть окончательно укрепилась на территории бывшей Российской империи. Борьба с православием, репрессии в отношении священнослужителей и гонения на мирян стали нормой. Даже мораль и нравственность насаждались атеистического и коммунистического плана.
Вероятно, из Годердзи, как и из других советских детей, по замыслу безбожников, должны были вырастать образцовые атеисты, но Бог решил иначе. Две соседки поругались. И, как обычно, пошли привычные апелляции: «Ты меня распяла как Христа!» Мальчик услышал и заинтересовался. Потом добрался до Евангелия и… стал верующим, а в 26 лет – и монахом, желая служить Богу и Грузинской Православной Церкви.
Известно, что, живя в родном Тбилиси, на улице Тетрицкаройской, отец Гавриил своими руками построил храм. А еще он собирал и спасал иконы, которые выбрасывали на помойки.
Страшное время – поругание святынь. И так ведь происходило по всему СССР.
Первомайская демонстрация трудящихся в 1965 году прервалась немыслимым для советского Тбилиси скандалом. Гавриил сжег на виду у толпы людей огромный парадный портрет Ленина на здании Верховного Совета Грузии и открыто начал проповедовать Господа нашего Иисуса Христа.

Старца арестовали, но не судили. Следствие объявило его сумасшедшим, а психиатрическое обследование выдало свой вердикт – «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Отца Гавриила отпустили, но запретили ему даже и входить в действующие храмы, что явилось для него самым страшным наказанием. Старец любил молитву и Божественную литургию. Святой, изгнанный из храма, – это дикий парадокс, который мог проявиться только в дни господства духовного абсурда.
Позже, когда старец поселился в Самтавро, к нему потянулись люди не только со всей Грузии, но и других республик Советского Союза, да и за рубежом он стал известен. Господь не прячет свои светильники под спудом.
А старец Гавриил учил прежде всего любви к Богу и человеку. Его слова просты и точны были всегда: «Выше всех канонов и уставов – любовь… В последнее время людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога».
Ко Господу святой Гавриил (Ургебадзе) отошел в 1995 году. «Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы».
Росток Глинской пустыни
Святителя Зиновия (Мажугу), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима, чтят три Православные Церкви на постсоветском пространстве: Украинская, Русская и Грузинская.
С отроческих лет Захарий Мажуга, уроженец города Глухова Черниговской губернии Российской империи, пребывал в славной Глинской пустыни. Родившись в 1896 году, послушником в обители он стал в 1912-м, то есть в возрасте 16 лет. Отсюда он ушел на фронты Первой мировой войны, сюда он и вернулся в 1917 году и принял монашеский постриг с именем в честь священномученика Зиновия Эгейского.

Когда Глинскую пустынь безбожные власти закрыли, то Зиновий перебрался в монастырь Дранда, под Сухумом. Здесь он был рукоположен во диаконы, а потом и в иереи. Но и Дранду разоряют. Отец Зиновий уходит в горы Кавказа и создает маленькую православную общину из монашествующих.
В 1930–1935 годах иеромонах Зиновий (Мажуга) находился в Ростове-на-Дону. В 1936 году его арестовывают и репрессируют. В лагерях и ссылке отец Зиновий бесстрашно служил, исполнял свой пастырский долг. А в качестве епитрахили он использовал полотенце, на котором кресты нарисовали обыкновенным углем.
После освобождения в 1942 году (из-за заболевания малярией) все дальнейшее житие отца Зиновия по воле Божией оказалось связано с Грузией и Грузинской Православной Церковью. Где бы он ни служил, в любом приходе православный народ чувствовал тот дух глинского старчества, который полон православия и любви к людям.
Господь наделил Своего подвижника и даром прозорливости. В 50-е годы прошлого века старец Зиновий, уже архимандрит и член Синода ГПЦ, принимал участие во встрече делегации Александрийской Церкви. Неожиданно для всех Зиновий попросил предстоятеля АПЦ уступить ему свое место. Тот с недоумением согласился. Пошел тихий ропот среди присутствующих. Но в этот момент оборвалась одна из больших икон и упала на старца. Отец Зиновий не пострадал. И тогда все поняли, что Господь через него предотвратил несчастный случай, который мог вызвать даже и международный скандал.
В 1956 году архимандрит Зиновий был хиротонисан во епископа. Это является единственным случаем в Грузинской Православной Церкви посвящения во епископы негрузина в течение XX-XXI веков.
В 1957 году владыка Зиновий совершил постриг в монахи Ираклия и предсказал тому, что он будет грузинским патриархом. Так и свершилось. В 1977 году старец принимал участие как митрополит Тетрицкаройский в интронизации Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (бывшего некогда иноком Ираклием).
Тот, кто хорошо знал митрополита Зиновия, непременно вспоминал о его любви к молитве. Он непрестанно творил Иисусову молитву. И перед отходом ко Господу в 1984 году он обещал келейнику и за гробом постоянно молиться за своих духовных чад и всех православных христиан.
Недаром преподобный Силуан Афонский говорил: «Святые в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Александр Гончаров