Молитвенное правило: читать или не читать? Продолжение

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»

Разговор о молитве, как мне кажется, нужно начать с храма. Это может показаться читателям несколько необычным, поскольку очевидно, что само понятие того, что есть молитва, шире, чем молитва в храме. Все так и есть. Моя логика тут проста: частенько наше представление о молитве как о чем-то более-менее продолжительном связывается с нашим приходом в храм. Дома же мы можем произносить какие-то молитвенные возгласы. Обычно они более краткие, но об этом мы еще поговорим отдельно. Если же человек дошел до храма, то очевидно, что полтора-два часа ему предстоит чем-то занять свой ум. И в этом случае вопросов возникает не меньше.

Сделайте   первый шаг

Для многих и многих людей приход в храм – это шаг, на который требуется огромное усилие. Пойти туда, где я ничего не знаю, атмосфера храма, запах ладана, люди, которые пришли раньше меня в храм, и не на 15 минут раньше, а на несколько лет. Эти люди не всегда дружелюбны к тем, кто делает первые шаги в храме. «Бабушек» никто не отменял, и лавочки, на которых они зорко следят за всем, есть не только у наших подъездов, но и в наших храмах. Это понимают все. И священники, и сами бабушки, и те люди, которых это смущает. Батюшки тоже когда-то были обычными мальчиками и им тоже порой влетало от этих бабушек. «Тут не стой», «Сюда не ходи», «Куда ты поставил свечу, не туда надо было», «Иконы сейчас не целуют, и вообще, по храму сейчас ходить НЕЛЬЗЯ». Это лишь малая доля тех реплик, которые я вспоминаю из своей церковной юности. Благо меня очень быстро взяли в алтарь, и я был спасен от подобного рода наставлений. 

Нельзя. Это то слово, которое отпугнуло и отпугивает от храма Божия множество людей. Не случайно разговор о храмовой молитве я начал со слов апостола Марка. Храм – это дом молитвы для ВСЕХ. И если человек решил, несмотря на все препятствия, изложенные выше, в храм прийти, несомненно, он уже сделал многое. Заходя в храм, мы все уже понимаем, что тут от нас и нам требуется нечто большее, чем просто поставить свечу. Итак, мы вошли в храм. При входе в храм можно трижды перекреститься. В центре храма мы увидим тумбу – центральный аналой, на котором лежит икона, посвященная тому или иному событию из Священной или церковной истории. Вы можете увидеть, как прихожане подходят к аналою и прикладываются к иконе (целуют). Два поклона – перед тем как приложиться к иконе, и один – после. Сделав это, вы можете занять то место в храме, которое сочтете удобным для себя. Священнослужители и их помощники совершают богослужение преимущественно в алтаре, миряне, прихожане стоят и молятся в храме. 

Прислушайтесь

Часто новоначальные так отзываются о храме: «Тут что-то читают и поют, но ничего не понятно». Непривычная атмосфера. Так звучит церковно-славянский язык. Что в этой ситуации нужно делать? Постарайтесь прислушаться к чтению и пению. Спустя несколько минут определенные моменты станут вам понятны.

Если вы впервые осознанно пришли в храм на большой праздник, и народу битком, то едва ли у вас получится сосредоточиться. Поэтому постарайтесь выбрать время, например, вечером после работы. В храме в будние дни может вообще никого не быть. Битком наши храмы бывают только по большим праздникам. А значит, у нас с вами появляется шанс, войдя в храм, который практически пуст, побыть наедине с собой. Большинство текстов, которые читаются за вечерним богослужением, взяты из книги Псалтирь. Псалтирь – это книга Священного Писания, автором которой является царь и пророк Давид. Она состоит из 150 псалмов. В псалмах Давид молится Богу, кается перед Ним и благодарит Его. Сравним псалом, который читается при входе в храм. Прочтите его сначала на славянском, затем на русском языке. Это позволит отчасти понять, какая разница существует между церковно-славянским и русским языком.

Кстати, ничего не мешает нам дома взять в руки Библию и не спеша, спокойно прочесть какие-то псалмы на выбор. Это могут быть 90-й или 50-й псалмы и другие, если на какие-то тексты душа откликнется, можно читать их регулярно. 

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, с. Песчанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

70 − 67 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ