Молитвенное правило: читать или не читать?

Матушка Макария. Художник А. М. Шилов

Канон Пресвятой Богородице

По мысли автора, монаха Феостирикта, этот канон поется или читается «во всякой скорби душевной и обстоянии». Канон был написан в Византии в VIII веке. Человек, перу которого принадлежит этот текст, знал, что такое скорби и обстояния.

Византия переживала нелегкие времена. Император Константин Копроним боролся с почитанием святых икон, но многие христиане были не согласны с ним. Император говорил, что иконы – это кумиры, а поклонение кумирам осуждено еще в Ветхом Завете. Ответ тех, кто чтил святые иконы, был прост: кумир – это ложный бог, а мы поклоняемся Богу Истинному, Живому. Он воплотился, а следовательно, может быть изображен. Самую активную позицию в отстаивании чистоты православной веры заняли монашествующие. Одним из таких монахов был преподобный Феостирикт. Находясь в заточении, он написал канон Божией Матери, который и мы сегодня можем читать, когда находимся в каких-то сложных обстоятельствах и одержимы скорбями.

У Пресвятой Богородицы мы всегда можем попросить помощи и утешения. Заканчивается канон молитвой, которую многие христиане любят петь, обращаясь к Матери Божией: “Царице моя Преблагая…”

Канон Ангелу Хранителю

Когда над человеком совершается Таинство Святого Крещения, ему даруется Ангел Хранитель, который охраняет человека и сопутствует ему во всех путях его жизни.

В молитвах утренних и вечерних содержатся молитвы святому Ангелу, в которых человек просит его о поддержке и помощи. Молитвенная связь христианина и его Ангела Хранителя сохраняется на протяжении всей жизни. Во многих жизненных ситуациях мы можем обращаться за помощью к Небесным Силам. Когда священник совершает освящение дома, он читает молитву, в которой просит Бога: «Пошли им Ангела своего милостивого, сохраняющего и соблюдающего от всякого зла». В каноне Ангелу Хранителю мы просим его о заступлении перед Господом и духовной поддержке.

Последование ко Святому Причащению

Христиане с первых веков старались приступать к Чаше за каждой Литургией. Именно эта практика легла в основу всех правил, которые впоследствии регламентировали регулярность участия в Евхаристической жизни Церкви. В Книге Деяний святых апостолов мы видим, что совершение Евхаристии стояло в центре жизни Первенствующей Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». (Деян. 2:42). Воскресенье было первым днем недели, в который все люди, принадлежащие к церковной общине, приступали к Святым Христовым Тайнам. Если мы посмотрим на каноны, регламентирующие практику причащения, то увидим, что, согласно девятому правилу святых апостолов, миряне, не участвующие в причащении во время Литургии, подвергаются епитимье: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».

Естественно, ежедневное причащение для современных христиан едва ли возможно, но еженедельное – вполне желательно. Такое установление находится в полном согласии с вышеприведенным каноническим правилом. Весьма полезна книга святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин», в которой подробнейшим образом доказывается необходимость частого благоговейного приобщения и опровергаются все выдвигаемые возражения против возможно частого соединения со Христом.

Перед Причастием необходимо молитвенно подготовить себя. Правило ко Причащению включает в себя три канона, о которых мы говорили ранее, и «Последование ко Святому Причащению». Оно состоит из канона и молитв. Когда я спрашиваю некоторых знакомых, почему они редко причащаются, как правило, слышу в ответ: «Желание причаститься есть, но, к сожалению, не хватает времени на подготовку». Подготовка включает в себя три дня поста и молитвенное правило. Это и правда порой непросто. Особенно для человека, у которого вся неделя расписана буквально по минутам.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
и.о. председателя митрополичьей миссионерской комиссии
Белгородской и Старооскольской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 9 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ