Молитвенное правило: читать или не читать?

Познакомьтесь со святыми

Слово «радуйся», которое часто встречается в акафистах на греческом языке, и сегодня имеет значение приветствия. Это придает особый характер нашей молитве, когда мы совершаем пение или чтение акафиста. Совершая молитву, мы начинаем наш разговор со святыми, как с близкими нам по духу, именно с приветствия. Мы как бы говорим святому: «Здравствуй!» И потом уже просим о чем-то, делимся своими переживаниями, трудностями и проблемами. Это создает особую атмосферу, вводит нас в доверительные отношения с любимыми святыми.

Обращаясь к святому в молитве, обязательно нужно познакомиться с ним. Тут нам на помощь могут прийти жития святых, составленные святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Некоторые жизнеописания святых, живших ближе к XX столетию, описаны достаточно подробно и очень поучительны. Также есть целые книги, повествующие о жизни и молитвенной помощи святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.

Из житийных текстов, посвященных святым, которые являются нашими современниками, полезно будет прочесть жизнеописание преподобного Силуана Афонского, которое написал его ученик, архимандрит Софроний, и жизнеописание преподобного Паисия Святогорца, написанное так же его учеником, отцом Исааком.

Почему я советую именно эти книги? В них наглядно видно, как благодать Божия передается из поколения в поколение. От учителя, духовно опытного старца, к ученику, который готов учиться, у которого есть решимость идти по пути христианской жизни.

В каком-то смысле мы все являемся учениками, мы учимся жить по заповедям. И жития святых – ориентиры для нас. Это рассказы о тех людях, которые прошли тем путем, по которому сейчас идем мы. После такого «знакомства» молиться святым будет намного легче.

Каноны – связь храма и души

Помимо коротких молитвенных воззваний, в обычном молитвослове содержатся каноны. Их, как правило, три – Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Канон – это текст, состоящий из девяти отрывков или песней. В храме указанные три канона или канон тому святому, память которого молитвенно совершается, читаются ежедневно за вечерним богослужением. Наличие трех канонов в нашем молитвослове говорит о неразрывной связи между молитвой, которая совершается в храме, и нашей домашней молитвой.

Покаянный канон ко Господу    Иисусу Христу

Само название этого канона говорит о том, что, читая его, мы можем каяться перед Богом в своих грехах и ошибках. Вдумчивое чтение этого текста может подготовить нас к Исповеди в храме.

Покаянное чувство может и должно созреть, сформироваться в домашней молитве – когда есть только я и Господь, Который знает все обо мне. (Ин. 21:15-17).  Когда мы каемся перед Богом, мы не просто перечисляем грехи, но и просим помощи в том, чтобы исправить нашу жизнь. Покаяние – это не просто какое-то самокопание. Когда я признаю свои ошибки, когда я имею способность критично посмотреть на себя, у меня появляется шанс изменить свою жизнь. Честно признать свои ошибки и с помощью Божией постараться их исправить. Господь милостив, и нет такого греха, который Он не прощает. Важно только самому человеку прийти к осознанию того, что в деле исправления своей жизни важно быть в диалоге с Богом и ближними.

Испрашивая прощения у Бога, мы должны просить у Него сил и мужества для того, чтобы при необходимости, не боясь попросить прощения и у тех людей, перед которыми мы виноваты.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы,
с. Песчанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

97 − = 88

АРХИВ ГАЗЕТЫ