Молитвенное правило: читать или не читать?

Митрополит Трифон (Туркестанов) за трудами

Новый уровень: акафисты

Кажется, сегодня почти каждый слышал слово «акафист». Часто, когда в храме ко мне подходит человек, именно это слово звучит в его вопросе. «Кому нужно почитать акафист, чтобы…» – и далее следует то, о чем человек хочет попросить Бога или святых. Что же такое акафист, как появился этот  жанр церковной гимнографии, и когда вообще их читают, акафисты? Давайте разбираться вместе. Акафист – греческое слово, которое переводится как «песнь, при пении которой не сидят, а стоят».

Первый акафист был написан в IV веке. Его автором, скорее всего, был святой Роман Сладкопевец. Посвятил свою «неседальную песнь» преподобный Роман Матери Божией. В акафисте 12 малых отрывков, которые называются кондаками, и 12 больших отрывков – икосов. Каждый икос содержит несколько обращений к Пресвятой Богородице, которые начинаются словом «радуйся». Первый икос повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую Весть о том, что она родит Сына Божия. Первые строки акафиста повторяют евангельское повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы.

С первых веков в Церкви установилось молитвенное почитание Пресвятой Богородицы. К Ней как милостивой и скорой Заступнице всегда прибегают христиане. По благодати Божией в мире явлено множество икон Пресвятой Богородицы, от которых совершаются чудеса по нашим молитвам. Даже сами названия некоторых икон уже говорят о том, какие просьбы и надежды христиане устремляют к Матери Божией: «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Отрада и Утешение», «Всех скорбящих Радость». Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему после Исповеди и наставления помазывал освященным маслом от лампады перед своим келейным образом Матери Божией, который называл «Всех Радостей Радость». По молитвам батюшки Серафима многие получали исцеления от своих болезней, как телесных, так и духовных. Сам преподобный любил приветствовать всех приходящих к нему этими же словами – «Радость моя, Христос Воскресе».

 Церковный Устав предполагает чтение акафиста Божией Матери на пятой неделе Великого поста, накануне субботы. Она так и называется – «Суббота акафиста». Как только Триодь Постная, в которой находился текст акафиста, была переведена на славянский язык и попала на Русь, это молитвенное последование практически сразу стало читаться не только в установленное время, но и использоваться в домашней молитве. Житие преподобного Сергия Радонежского говорит нам о том, что он, совершая келейное правило, также читал этот акафист.

Особый жанр молитвы

По образцу акафиста Божией Матери написаны все другие акафисты. В XIII-XIV веке был составлен акафист Иисусу Сладчайшему, который также вошел в наш молитвослов. Отличительной особенностью этого молитвенного текста является многократное повторение имени Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует читать этот акафист, чтобы язык и сердце наши привыкали к молитвенному призыванию имени Божия.

Акафисты очень популярны в России. Многие из них были написаны людьми, принадлежащими к Русской Церкви. Порой акафисты писали люди совершенно удивительной судьбы. Одним из таких людей был митрополит Трифон (Туркестанов). Он прожил долгую и очень нелегкую жизнь. Дворянин, он принял монашество, стал  епископом, и… ушел на фронт. Как простой священник он служил на фронте, ободрял живых и напутствовал умирающих солдат. Сам был контужен и почти ослеп. Так вот этот владыка Трифон на склоне лет, пройдя все испытания, написал удивительный акафист «Слава Богу за все». Когда будет грустно и начнет казаться, что Бог забыл о вас, а чудеса – это про кого-то другого, откройте этот акафист. И может быть, и вы повторите вслед за владыкой Трифоном: «Слава Тебе, Боже, во веки».

Многие архиереи Русской Церкви писали акафисты Спасителю, Божией Матери и святым угодникам Божиим. Так священномученик Никодим (Кононов) написал акафист святителю Иоасафу, епископу Белгородскому,  в  стихотворной форме. Патриарх Московский и всея Руси Сергий является автором акафистов Воскресению Христову, а также он написал акафисты, которые читал перед иконами Божией Матери Владимирской и Боголюбской. В нашем келейном правиле также могут присутствовать акафисты тем святым, которых мы особо почитаем.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы,
с. Песчанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 86 = 91

АРХИВ ГАЗЕТЫ