Молитвенное правило: читать или не читать?
Митрополит Трифон (Туркестанов) за трудами
Новый уровень: акафисты
Кажется, сегодня почти каждый слышал слово «акафист». Часто, когда в храме ко мне подходит человек, именно это слово звучит в его вопросе. «Кому нужно почитать акафист, чтобы…» – и далее следует то, о чем человек хочет попросить Бога или святых. Что же такое акафист, как появился этот жанр церковной гимнографии, и когда вообще их читают, акафисты? Давайте разбираться вместе. Акафист – греческое слово, которое переводится как «песнь, при пении которой не сидят, а стоят».
Первый акафист был написан в IV веке. Его автором, скорее всего, был святой Роман Сладкопевец. Посвятил свою «неседальную песнь» преподобный Роман Матери Божией. В акафисте 12 малых отрывков, которые называются кондаками, и 12 больших отрывков – икосов. Каждый икос содержит несколько обращений к Пресвятой Богородице, которые начинаются словом «радуйся». Первый икос повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую Весть о том, что она родит Сына Божия. Первые строки акафиста повторяют евангельское повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы.
С первых веков в Церкви установилось молитвенное почитание Пресвятой Богородицы. К Ней как милостивой и скорой Заступнице всегда прибегают христиане. По благодати Божией в мире явлено множество икон Пресвятой Богородицы, от которых совершаются чудеса по нашим молитвам. Даже сами названия некоторых икон уже говорят о том, какие просьбы и надежды христиане устремляют к Матери Божией: «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Отрада и Утешение», «Всех скорбящих Радость». Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему после Исповеди и наставления помазывал освященным маслом от лампады перед своим келейным образом Матери Божией, который называл «Всех Радостей Радость». По молитвам батюшки Серафима многие получали исцеления от своих болезней, как телесных, так и духовных. Сам преподобный любил приветствовать всех приходящих к нему этими же словами – «Радость моя, Христос Воскресе».
Церковный Устав предполагает чтение акафиста Божией Матери на пятой неделе Великого поста, накануне субботы. Она так и называется – «Суббота акафиста». Как только Триодь Постная, в которой находился текст акафиста, была переведена на славянский язык и попала на Русь, это молитвенное последование практически сразу стало читаться не только в установленное время, но и использоваться в домашней молитве. Житие преподобного Сергия Радонежского говорит нам о том, что он, совершая келейное правило, также читал этот акафист.
Особый жанр молитвы
По образцу акафиста Божией Матери написаны все другие акафисты. В XIII-XIV веке был составлен акафист Иисусу Сладчайшему, который также вошел в наш молитвослов. Отличительной особенностью этого молитвенного текста является многократное повторение имени Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует читать этот акафист, чтобы язык и сердце наши привыкали к молитвенному призыванию имени Божия.
Акафисты очень популярны в России. Многие из них были написаны людьми, принадлежащими к Русской Церкви. Порой акафисты писали люди совершенно удивительной судьбы. Одним из таких людей был митрополит Трифон (Туркестанов). Он прожил долгую и очень нелегкую жизнь. Дворянин, он принял монашество, стал епископом, и… ушел на фронт. Как простой священник он служил на фронте, ободрял живых и напутствовал умирающих солдат. Сам был контужен и почти ослеп. Так вот этот владыка Трифон на склоне лет, пройдя все испытания, написал удивительный акафист «Слава Богу за все». Когда будет грустно и начнет казаться, что Бог забыл о вас, а чудеса – это про кого-то другого, откройте этот акафист. И может быть, и вы повторите вслед за владыкой Трифоном: «Слава Тебе, Боже, во веки».
Многие архиереи Русской Церкви писали акафисты Спасителю, Божией Матери и святым угодникам Божиим. Так священномученик Никодим (Кононов) написал акафист святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, в стихотворной форме. Патриарх Московский и всея Руси Сергий является автором акафистов Воскресению Христову, а также он написал акафисты, которые читал перед иконами Божией Матери Владимирской и Боголюбской. В нашем келейном правиле также могут присутствовать акафисты тем святым, которых мы особо почитаем.
Продолжение следует.
Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы,
с. Песчанка