Молитвенное правило: читать или не читать?

Преподобный Серафим. Хромолитография, начало XX века

Правило, а не повинность

Самый частый вопрос, который я слышу от воцерковленных людей, говоря о молитве: «Что делать, когда постоянно читаешь молитвы, знаешь их наизусть, а ум парит далеко-далеко? И собрать его очень тяжело. Слова знакомы, но сердце откликается на них не всегда…» Ответ прост. Можно менять состав молитвенного правила. Можно. Точно. Не грех. Молитвослов, который мы держим в руках, не всегда был в обиходе у наших предков.

 Еще двести лет назад читать умели единицы, а молитвенные последования слушали в основном в храме. Домашние молитвы читали по памяти или просто обращались к Богу и святым: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Молитвослов в его привычном для нас виде появился совсем недавно, в XVII веке. До этого молитвенные последования брали из Часослова. Таким образом, суточный круг богослужения хотя бы отчасти входил в келейный молитвенный обиход наших предков. Утром читали Полуношницу, вечером Малое Повечерие. Когда священник начинает молитвенную подготовку ко Причастию, он и сегодня читает сначала Малое Повечерие. Посоветовавшись с духовником, можно поступать так же. Так уж мы устроены: наш мозг привыкает к текстам, которые мы читаем изо дня в день. Но никто не воспрещает эти тексты менять или же читать на русском языке. Это тоже может помочь заново открыть для себя глубину привычных уже последований. 

Можно также молиться и краткими молитвами, о которых было сказано выше. Все мы знаем правило для мирян преподобного Серафима Саровского. Часто его почему-то советуют читать в случае сильной усталости, когда нет уже сил на «полноценное» правило. Это не совсем верно. Кроме молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символа веры», которые необходимо читать трижды в день, утром, днем(!) и вечером, преподобный Серафим рекомендовал своим духовным чадам до обеда читать молитву Иисусову, а после обеда молитву «Пресвятая Богородице, спаси нас». По сути, батюшка Серафим  приучал своих чад к навыку непрестанной молитвы, которым и сам был наделен по благодати Божией. Мы так же можем хотя бы в какой-то мере последовать его совету. 

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило:

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся" также трижды и, наконец "Символ Веры" единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)", а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи, помилуй", – и продолжает до обеда.

Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо: "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или же: "Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного (или грешную)", и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Важно, чтобы молитвенное правило было по силам. Это касается как «новоначальных», так и тех, кто давно в Церкви. Бывает так, что в начале своего духовного пути человек чрезмерно нагружает себя. Хочется не только утренние и вечерние молитвы читать, но добавить еще и кафизму из Псалтири, каноны или акафисты. Со временем пыл может пройти, и тут вариантов развития событий всего два. Либо человек устанет и совсем бросит молиться, либо попытается честно себе признаться, что «не тянет» ту ношу, которую взвалил на себя, и нужно что-то менять, если хочешь идти вперед. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо пишет об этой опасности оставления молитвы из-за того, что правило бывает не по силам. Основной принцип молитвенного правила может быть таков: важно не количество молитв, а внимание и усердие при обращении к Богу.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы,
с. Песчанка

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ