Молитвенное правило: читать или не читать?

Утренние и вечерние молитвы

Свой день христиане начинают с молитвы Богу. Важно настроение, с которым мы встречаем наступающий день. Оно может быть очень разным. Все мы знаем выражение «Встал не с той ноги». Когда нет настроения, ничего не радует, и вставать вообще нет желания. С таким настроением можно и обязательно нужно что-то делать. Упадок сил, накопившаяся усталость дают о себе знать во всех сферах жизни. Не является исключением и духовная жизнь. Встав перед лицом Божиим, мы можем просить Его о том, чтобы Он дал нам сил. Возможно, дал сил помолиться, когда и этого делать желания особенно нет. Об этом тоже нужно честно говорить самому себе и просить у Бога помощи.
Бывает и так: мы просыпаемся радостными, в приподнятом настроении. Это хорошо, и таких дней в нашей жизни с помощью Божией должно быть как можно больше. За это тоже можно сказать Богу «спасибо». Поэтому в первой молитве утренней мы благодарим Бога за новый день: «Восстав от сна, благодарю Тебя Пресвятая Троица». Важно учиться радоваться простым вещам, которых мы порой не замечаем.

В конце дня мы так же можем обратиться ко Господу, при этом проанализировать прошедший день. Что из задуманного удалось, а что нет? Получилось ли хотя бы отчасти реализовать те просьбы и намерения, которые мы обращали к Богу в начале дня? Перед совершением вечернего молитвенного правила также, как и утром, нужно настроиться на молитвенный лад.

Молитва в конце дня может носить покаянный характер. Особенно пронзительно в этом смысле звучат слова из вечерней молитвы святителя Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть…»

Молитвы утренние и молитвы на сон грядущим можно читать не только утром и вечером. Особенно это актуально для тех, кто работает по сменам. Если мне на работу «в ночь», то очевидно, что правильно будет прочесть молитвы на сон грядущим по возвращении с работы – действительно перед сном. Проснувшись, прочесть молитвы утренние. В этом есть своя логика и свой смысл.

На первых порах молитвенное правило может быть совсем небольшим. Важно не количество, а качество нашей молитвы. Об этом пишут все святые отцы, когда касаются темы молитвенного делания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «О молитве» так наставляет тех, кто только начинает молиться регулярно: совершая молитвенное правило нужно «заботиться не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением». В сочинениях святителя много места отведено размышлениям о молитве. И современники владыки Игнатия часто рассуждали о том, какое место молитва занимает в жизни человека.

Молитва старцев –на каждый день

В середине XVIII века в России самые оживленные дискуссии и беседы на духовные темы велись в знаменитой Оптиной пустыни. В эту обитель приезжали многие, чтобы поговорить с духовно опытными монахами о самом важном и сокровенном: славянофилы Киреевский, Хомяков и Леонтьев и мятущийся духом Л. Н. Толстой; простые крестьяне и высокие чины; интеллигенты и малограмотные. Все ехали за советом к оптинским старцам. Как правило, это были духовники братии, которые, живя в скиту неподалеку от монастыря, принимали людей практически круглосуточно. Днем они беседовали с людьми, ночью отвечали на письма тех, кто приехать лично не смог. Чтобы понять масштаб и влияние старцев оптинских на современную им Россию, достаточно взять в руки несколько томов писем хотя бы преподобного Амвросия. Физически немощный и хронически больной иеромонах Амвросий, который месяцами не вставал с постели, находил слова утешения и любви для многих людей. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского вышел из-под пера именно таким благодаря влиянию преподобного Амвросия.

Часто в молитвословах можно встретить молитву, которая была написана вскоре после закрытия Калужской обители в 20-х годах. Попросить у Бога благословения на предстоящий день можно словами этой простой, понятной и одновременно глубокой молитвы – молитвы оптинских старцев.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =